30 мая стало известно о том, что председатель Гродненского горисполкома Мечислав Гой покидает свой пост, который занимал почти 9 лет — с августа 2014 года.
Оставим политику и вспомним, какими были эти годы управления городом, что удалось сделать в социально-экономической сфере.
В сфере строительства сделано очень много. Развивалась Ольшанка, где появлялись новые микрорайоны, каждый год строили по детскому саду, открыли амбулатории, а также самую большую школу в области.
Средняя школа №41 обзавелась искусственным футбольным полем. На базе СШ открыли филиал футбольной школы «Немана». Это позволило детям из Ольшанки тренироваться, не выезжая за пределы микрорайона. Кроме этого, в Ольшанке начали строить современную поликлинику, которую закончат вот-вот.
При Мечиславе Гое заложили микрорайон «Грандичи», где помимо десятков многоэтажек функционирует детский сад, достраивается школа с бассейном. А на Вишневце открыли новую поликлинику №7, которая позволила разгрузить поликлинику №3 на Пестрака.
Началось активное уплотнение города, в результате чего многие гродненцы получили возможность жить в центре города. Уже застроены Лидская, Пролетарская — Щорса, Магистральная, на очереди — Фолюш и Понемунь, появился новый район Колбасино.
Модернизировали детский оздоровительный лагерь «Зорька» на Юбилейном озере. Там построили два новых корпуса и увеличили количество отдыхающих детей.
Гой активно продвигал идею по строительству в городе таунхаусов: небольших домиков с участком по цене квартиры. В результате такие дома уже возводятся в разных частях города — в Заболоти, Погоранах, Зарице, Грандичах, Барановичах. В город пришли новые застройщики с новыми идеями и предложениями.
Последние годы в Гродно почти не осталось пустующих зданий, особенно в исторической части города. Такие объекты недорого продавались с аукционов, чтобы новые владельцы смогли вдохнуть в них новую жизнь.
Этот эксперимент получился удачным: многие здания на Большой Троицкой, Городничанской, Урицкого и других улицах перестали пугать туристов развалинами и превратились в торгово-административные объекты. Сдвинулось с мертвой точки возрождение пивзавода и здания бывшей комендатуры в парке Жилибера. Наконец продали Дворец офицеров.
Каждый год в Гродно строили дома семейного типа. В результате улица Волковича обновилась современными коттеджами, где живут с родителями приемные дети. Такие же дома появились в Погоранах, Фабричном, в Южном рядом с Ольшанкой.
Продали под застройку участки на Советских Пограничников, в Погоранах, Зарице, Лапенках. Обеспеченные гродненцы могут купить землю под застройку в Коложском парке.
Важной частью наследства Мечислава Гоя можно назвать дороги. За время управления городом был построен Восточный мост и реконструированы все три остальные. На десятилетие можно забыть о проблеме ремонта мостов.
Помимо мостов изменились другие важные транспортные артерии: расширен проспект Янки Купалы, построена развязка возле «Тринити».
Вспомним также улицу Лебедева от «Химволокно» до Ольшанки, Большую Троицкую, Кирова, Карла Маркса, Космонавтов, Калиновского, Пролетарскую, Ленина, Тимирязева, Асфальтную, Николаева, Индурское шоссе, новые улицы в Грандичах и Ольшанке и многие другие.
В центре города параллельно с ремонтом дорог менялось уличное освещение с энергосберегающими лампочками, а также строились новые более долговечные остановочные карманы для общественного транспорта.
Мэр лично курировал реконструкцию дорог: перед укладкой нового асфальта коммунальные службы меняли все трубы и люки, чтобы после ремонта не вскрывать новое покрытие. Любая раскопка в центре Гродно должна была быть согласована.
Появилась в Гродно аварийно-диспетчерская служба 115, а по городу начали курсировать экологически чистые бесконтактные троллейбусы, и их количество увеличивается с каждым годом.
Стали обращать внимание на велосипедистов. В новых микрорайонах закладываются велодорожки, которые связывают окраины с центром. Сейчас при реконструкции наносят разметку и занижают бордюры. Город стал более доступным для велосипедистов.
В городе появились новые архитектурные формы: скульптура Давыда Городенского и Святого Губерта, мусорные баки в виде фигурок, глобус, ротонда на Дарвина, печать на Советской площади и многое другое. Правда, исполнение этих объектов нередко подвергалось критике горожан. Но городские власти к ней прислушивались. В результате из-под здания профсоюзов исчез деревянный турист, которого в Гродно сделали аккурат по примеру иркутского.
Такая же участь постигла и рояль в парке Жилибера. Быстро свернули работы по озеленению на холме Бернардинского костела, когда там собирались цветами выложить название Ленинского района. Гродненцы посчитали такую идею пережитком советских времен.
Мэр требовал, чтобы в теплое время года на улицах появлялись цветы. Любой магазинчик, кафе или кофейня должны быть украшены цветочными композициями.
Мечислав Гой сам признавался, что за время работы в горисполкоме высадил не меньше сотни деревцев. Каждую весну мэра можно было видеть с лопатой на различных субботниках. Посадили новый ясень в пне старого спиленного в парке Жилибера.
Появились тематические аллеи различных структур и ведомств, а за правило взяли: вместо одного срубленного дерева сажать два-три новых.
Новые парки появились на Фолюше на месте стихийного шанхая, за городской больницей №4, на Курчатова, Лиможа, Врублевского, Южной, Кремко, Лебедева, Индурском шоссе и многих других. Стало традицией высаживать деревья с участием делегаций, приезжающих в Гродно с официальными визитами.
А на проспекте Янки Купалы после расширения проезжей части березы не срубали, а пересадили чуть дальше в стороне.
Как и в Сморгони, Мечислав Гой решал проблемы футбола. Мэру удалось то, что не смогли сделать до него — строительство футбольной инфраструктуры. Проекты, которые годами пылились в кабинете председателей гродненского клуба, наконец-то осуществились.
В Гродно первым из регионов появился футбольный манеж, в Коложском парке уложили несколько футбольных полей с искусственным покрытием, привели в порядок поле старого «Обувщика», открыли интернат для талантливых футболистов и, наконец, начали зарабатывать приличные деньги на трансферах игроков. 211 тысяч долларов брестское «Динамо» заплатило за Савицкого, около сотни выручил «Неман» на продажу в БАТЭ Мукама.
На Горького построили теннисный комплекс, где могут заниматься спортом дети и взрослые. По всему городу появились площадки для воркаута.
Ещё с 90-х гродненцы мечтали о «Макдоналдсе», но ресторан фастфуда открылся в конце 2020 года. Власти выделяли участки в центральной части города под строительство точек общепита. Инвесторы воспользовались этим. В итоге в Гродно пришли Burger King, KFC, десяток различных пиццерий и торговых сетей. Открылись ТЦ OldCity и ТРК «Тринити», строительный гипермаркет «Материк», а также множество продовольственных магазинов и торговых центров.
После введения в Гродно безвизового режима появились новые хостелы, нашли владельцев гостиницы «Гродно» и «Беларусь». В центре появились кофейни и кафе, которых так не хватало не только туристам, но и горожанам. В парке Жилибера установили колесо обозрения.
На планерки в горисполком часто приглашали бизнесменов, владельцев новых объектов. Мэр лично выслушивал, как продвигается строительство или восстановление здания, и спрашивал, нужна ли помощь.
Возможно, мало кто заметил, но в городе навели порядок со стихийной рекламой. Если раньше разные плакаты и штендеры стояли чуть ли не возле каждого столба с нарушением законодательства, то сейчас такого нет.
Отдельной страницей деятельности Мечислава Гоя на посту мэра можно выделить сотрудничество с Поднебесной. Провинция Ганьсу открыла в Гродно центр традиционной китайской медицины, а также торгово-выставочный центр. Китайцы купили гостиницу «Гродно», строительство которой пока приостановилось.
Тесным было сотрудничество с поляками, особенно с соседствующим Подлясским воеводством. Гродно и Белосток реализовали немало совместных трансграничных проектов, вместе развивали туризм.
Последним таким проектом являлся «Шлях Тизенгауза», связывающий Гродно и Сокулку веломаршрутом, и реконструкцию бывшего архива на площади Тизенгауза под культурный центр.