Ухудшение зрения, сколиоз и грипп — топ-5 «школьных» болезней
С какими болезнями сталкиваются дети во время учебного года, как родителям заметить первые симптомы недомоганий и что делать в этом случае.
В начале нового учебного года deti.mail.ru подготовил небольшую памятку для мам и пап.
Позвоночник: сколиоз, спондилолиз
По данным исследований, боли в спине беспокоят каждого третьего школьника. Чаще всего они не связаны с позвоночником – виноват миофасциальный болевой синдром, состояние, при котором в мышцах спины возникают спазмированные участки. Реже причиной болей становятся нарушения осанки, сколиоз. Еще реже встречаются несращения дужек позвонков (спондилолиз), смещения позвонков (спондилолистез).
Некоторые «школьные» факторы способствуют возникновению болей в спине, шее, пояснице:
Тяжелые ранцы. Детям все еще приходится носить довольно тяжелые рюкзаки – их масса в среднем составляет 30% от веса ребенка.
Неудобная обувь. Если она плохо амортизирует нагрузки во время ходьбы и бега, это может не лучшим образом отразиться на здоровье позвоночника. Шлепанцы и «лягушки» вообще должны стать табу, даже если на улице жарко, и в школе царят демократичные порядки.
Стрессы. Эмоциональные переживания приводят к спазму мышц, в итоге ребенка беспокоят боли в спине, шее, головные боли. Это особенно актуально для первоклашек, особенно если ребенок от природы замкнут, стеснителен и с трудом привыкает к незнакомой обстановке.
Неправильное сидение за партой. Многие дети сидят, согнувшись вперед, из-за этого их позвоночник изгибается дугой, нагрузки на межпозвонковые диски распределяются неравномерно, возникают мышечные спазмы, сдавливаются сосуды и нервы.
Что делать? Ранец должен иметь две лямки и весить не больше 10-15% от массы тела ребенка. Если тяжелее – пусть его несет взрослый. Обувь нужно выбирать удобную и по размеру: ведь школьнику придется ходить в ней полдня. Постарайтесь максимально смягчить стресс от адаптации к школьной жизни. Научите ребенка правильно и ровно сидеть за столом. Поощряйте физическую активность.
Глаза: близорукость, дальнозоркость
По статистике проблемы со зрением есть у каждого четвертого школьника. Виной тому высокая нагрузка на глаза, плохое освещение в классах, неправильная посадка за партой, повальное увлечение детей компьютерами и гаджетами.
Проблемы со зрением мешают не только учиться, но и играть, общаться со сверстниками. Снижается успеваемость. Чаще всего встречаются расстройства рефракции: близорукость и дальнозоркость.
Что делать? Правильно организуйте рабочее место для школьника дома и обеспечьте хорошее освещение, ограничьте времяпрепровождение с компьютером и гаджетами. Организм ребенка должен получать все необходимые для здоровья глаз витамины и минералы. Полезно научиться делать специальную гимнастику для глаз. Не забывайте о регулярных профилактических осмотрах окулиста.
Заметив «первые звоночки», которые сигнализируют о том, что с глазами школьника не все в порядке, нужно немедленно обратиться к врачу:
Когда ребенок читает, он подносит книгу близко к глазам.
Часто «теряет» текст, если во время чтения не водит по нему пальцем.
Часто прищуривается или запрокидывает голову, когда нужно что-то рассмотреть.
Часто трет глаза.
Стал хуже переносить яркий свет.
Закрывает один глаз, когда читает или что-нибудь рассматривает.
Часто жалуется на головные боли.
Перестал пользоваться компьютером, объясняя это тем, что от экрана «болят глаза».
Стал хуже учиться – ухудшение зрения может быть одной из причин.
Пищеварительная система: гастрит
По некоторым данным, среди «профессиональных» заболеваний школьников гастрит идет сразу после расстройств зрения. Даже если в школьной столовой кормят качественной пищей, это не гарантирует, что каждый ребенок будет правильно питаться. Многие дети принципиально отказываются есть то, что готовят в школьных столовых, потому что дома привыкли к другой пище.
Зачастую у школьников, особенно в средних и старших классах, есть возможность «перекусить» чипсами, хот-догом, шоколадкой и газировкой. Прием пищи нередко происходит на ходу, больше напоминает перекус, чем полноценный обед.
Вносит свою лепту и стресс. Когда ребенок нервничает, в его желудке вырабатывается больше соляной кислоты. Добавим сюда еще тот факт, что некоторые дети изначально более склонны к проблемам с пищеварительной системой из-за наследственности.
Что делать? Поможет только тщательный контроль. У ребенка не должно быть возможности купить фастфуд и снеки. Если ему не нравится еда в столовой – пусть берет из дома свою. При первых признаках гастрита (изжога, тошнота, плохой аппетит) не стоит тянуть с визитом к врачу.
Нервная система: невроз и головные боли
В школе много стрессовых факторов, которые могут усугубить неврозы, расстройства поведения, СДВГ, психологические комплексы, головные боли, другие неврологические нарушения. Для первоклашек начало первого учебного года – уже сильный стресс. Ребенок испытывает повышенное нервное напряжение во время экзаменов и контрольных. Провоцирующим фактором может стать конфликт со сверстниками, особенно в старших классах, когда дети превращаются в подростков, многие начинают вести себя агрессивнее, обостряются психологические комплексы.
Что делать? В первую очередь – попытаться «разгрузить» ребенка. Не нужно «навешивать» на него массу кружков и секций после школы. Выполнение домашних заданий не должно занимать много времени. Пусть ребенок больше гуляет, играет. Важно полноценное питание, физическая активность, спокойная и доброжелательная атмосфера в семье.
Установите с ребенком доверительные отношения: он будет охотнее рассказывать вам о своих проблемах, и у вас появится больше возможностей поддержать его. Ни в коем случае не стоит ругать и, тем более, наказывать за плохие отметки.
Иногда источником стресса становятся плохие отношения с преподавателем. Во многих классах есть свои «любимчики» и «вечные двоечники». Если педагог относится к вашему ребенку предвзято, негативно – с этим обязательно нужно что-то делать.
И, конечно, ОРЗ
Согласно статистике, школьники в крупных городах болеют простудой до 10 раз в год. ОРВИ – одна из самых частых причин пропусков уроков по болезни, при этом сама школа способствует распространению инфекции:
В классах все дети постоянно контактируют друг с другом.
Школьники, особенно в младших классах, часто засовывают в рот пальцы, ручки и карандаши.
В крупных городах дети мало бывают на свежем воздухе: они то в школе, то дома. Постоянное пребывание в «тепличных» условиях совсем не способствует повышению сопротивляемости к вирусам простуды.
Не последнюю роль в ослаблении иммунитета играют и школьные стрессы.
Что делать? Привейте ребенка от гриппа. Это один из лучших способов профилактики. Приучите его чаще мыть руки, не совать их в рот. Школьник должен иметь пенал, в котором есть все необходимое.
Инфекция часто распространяется, когда дети берут друг у друга «взаймы» ручки, карандаши, точилки и другие принадлежности. Поддерживать крепкий иммунитет поможет физическая активность, закаливание, полноценный сон и питание. «Одноразовые» маски и «кулончики с чесноком» стоит воспринимать, скорее, как бижутерию: в качестве средств защиты от заражения они почти не работают.