«Мы не должны за этим процессом спокойно наблюдать»: Президент высказался по поводу роста цен и выяснил, есть ли сегодня в Беларуси дефицит на продукты

Президент Беларуси Александр Лукашенко поручил обратить особое внимание на товары первой необходимости и социально значимые товары. Об этом он заявил 26 мая, заслушивая доклад о ситуации на потребительском рынке страны.

Фото из архива ВГ

— Несмотря на то, что у нас в принципе с торговлей в магазинах и так далее вроде все терпимо, тем не менее, хотелось бы от вас услышать оценку ситуации, которая складывается на потребительском рынке. И услышать прогноз развития потребительского рынка и направления этого развития, особенно в плане ценообразования. Особое внимание прошу обратить на товары первой необходимости, социально значимые товары, без которых люди обойтись не могут, особенно в условиях эпидемии, — цитирует Главу государства его пресс-служба.

Александр Лукашенко отметил, что не единожды обращал внимание, и особенно МАРТ, на то, что нельзя просто спокойно наблюдать за тем, как где-то необоснованно растут цены.

— Мы не должны за этим процессом спокойно наблюдать. Мы должны изучать ситуацию, вмешиваться, анализировать и, если нужно, вмешиваясь, исправлять ее, — заявил он.

— Не надо тут рассуждений по поводу того, что рынок все отрегулирует. Мы уже с вами в рынке немало проработали и понимаем, что рынок далеко не все и не всегда регулирует. Но сейчас случай особый. И посмотрите: очень продвинутые в рыночных отношениях страны быстренько и границы закрыли, Россия даже топливо уже запретила ввозить на внутренний рынок. Вот вам и весь рынок, — констатировал белорусский лидер.

Глава государства еще раз акцентировал внимание на том, что необходимо следить за развитием ситуации на потребительском рынке и в зависимости от этого принимать решение, есть необходимость вмешиваться в те или иные процессы или нет.

— Думаю, сегодня ситуация такова, что мы не просто должны созерцать, но и, при необходимости, вмешиваться в те процессы, которые происходят на внутреннем потребительском рынке, — считает Александр Лукашенко.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович доложил о работе по обеспечению потребительского рынка и контролю над ценами.

— Самое главное, что сегодня, несмотря ни на что (прежде всего, несмотря на внешние вызовы), ситуация по товарному обеспечению и ценам на внутреннем потребительском рынке управляема, прогнозируема и стабильна, — сказал он.

— То есть, дефицита у нас нет никакого, ни по одной группе товаров? — поинтересовался Александр Лукашенко.

— У нас нет дефицита и нет ажиотажа, — заверил Владимир Колтович.

Напомним, что с начала года потребительские цены выросли на 5,4%. Как отметили в МАРТ, в апреле в годовом выражении фиксируется ускорение роста цен на плодовоовощную продукцию, прежде всего, на фрукты: плоды цитрусовые и яблоки, а также на чеснок. Напомним, именно эти товары не так давно пользовались повышенным спросом, как средства профилактики коронавируса. «Хапун» спровоцировал резкий рост цен на эти позиции.

Рост цен признают даже в Нацбанке. Там отмечают, что в начале этого года потребительские цены особо не росли, а даже, наоборот, немного снижались. Однако все изменилось в марте, когда экономика ощутила «негативное воздействие сформировавшихся внешних факторов» из-за коронавируса. Люди начали запасаться на случай карантина и устроили «хапун» на гречку, сахар, «защищающие» от коронавируса овощи и фрукты и прочие товары первой необходимости вроде туалетной бумаги. Кроме того, сказалось и падение курса белорусского рубля.

Власти планировали, что цены в этом году вырастут на 5%. Однако за три месяца они уже поднялись на 4,9% — что будет дальше?

Что подорожало больше всего?

Среди продовольствия больше всего в апреле подорожали овощи и фрукты — лук (+38,8%), чеснок (30,4%) и цитрусы (+25,8%). Выросли цены на перец (22,5%), морковь (14,8%), помидоры и картофель (11,7%), яблоки (11,6%), гречку (11%).

Значительный рост цен на молочные продукты объясняется тем, что на 15,3% выросли цены на сырое коровье молоко у производителей, что и сказалось на итоговой цене всех молочных продуктов. Заметно подорожали зерновые культуры (боле 30%), из-за чего существенно подросли цены у производителей птицы: на 22,3% — на мясо индейки, на 8,1% — на курицу. Также на потребительском рынке сохраняется опережающий рост цен на крупы (10,4%), а также молочные продукты (7,5%).