Божья музыка и грехи старости: в Фарном костёле сыграли Вивальди и не только
Концерт классической музыки, кульминацией которого стал знаменитый цикл Антонио Вивальди «Времена года», прошёл в Фарном костёле в субботу, 18 мая.
На выступление столичного симфонического оркестра «Олимпия Классика» пришли почти полтысячи гродненцев: организаторы продали 480 билетов. Купить билет можно было прямо на входе, однако те, кто побеспокоился об этом заранее, получали преимущество: их в здание костёла пропустили первыми, и они могли воспользоваться плюсами свободной рассадки, действовавшей на концерте. Остальные ждали своей очереди на крыльце, где успел даже произойти небольшой конфликт: зрителей возмутило долгое обилечивание. Концерт действительно задержался приблизительно на десять минут, однако в зал попали все желающие.
Заявленный шедевр Вивальди зрители услышали не сразу: оркестр подготовил бонус в виде других известных классических произведений, открывших программу концерта. Первой своды храма огласила сюита «Palladio» Карла Дженкинса. Выбор оркестра кажется вдвойне любопытным потому, что это произведение современного английского композитора нередко приписывают Вивальди под названием «Танго смерти». Однако наброски сюиты были созданы только в 1993 году и предназначались для рекламного ролика по продаже алмазов. Тем не менее стилизация под музыку барокко у Дженкинса удалась: путаница с авторством процветает до сих пор.
После этого солирующим инструментом дважды становилась виолончель. В составе оркестра для зрителей играл Микаэл Самсонов — один из ведущих виолончелистов Европы и лауреат многочисленных премий, виртуозный стиль которого отличается эмоциональностью и лиризмом. Вместе с другими музыкантами он подарил зрителям звучание пьесы Чайковского «Ноктюрн» и тему с вариациями для виолончели Россини, которую сам итальянский композитор причислял к своим «грехам старости». Недаром написанные маэстро для своей возлюбленной романсы, изданные под этим названием, считают ключом к женскому сердцу: по залу прокатилась волна нежных взглядов и объятий.
На звуки музыки в костёл сходились и те, кто изначально на концерт не собирался: заглянувшие в Фарный туристы удивились «необычной службе», а одну из слушательниц в храм попросили зайти дети — малыши спокойно прислушивались к музыке до конца выступления, восхищённо глядя на оркестр и убранство помещения.
— На попсовом концерте так тихо не сидели бы, — шёпотом поделилась со мной их мама Оксана. — Вот что значит сила классической музыки!
Её мнение о красоте исполняемых композиций разделяли и другие зрители. Когда своды храма наконец огласили скрипичные «Времена года», одна из прихожанок отметила, что это «божья музыка». Фарный костёл и правда является лучшей гродненской концертной площадкой для классической музыки: ни в одном другом зале она не звучит так торжественно и уместно. Преимущество храмовой акустики подтвердил и художественный руководитель и дирижёр оркестра Михаил Снитко, напомнивший, что сам Антонио Вивальди был католическим священником и большую часть своих гениальных произведений сочинил в костёлах. Определиться с выбором площадки коллективу помог руководитель гродненской капеллы Владимир Бормотов.
Музыканты пообещали, что ещё вернутся в Гродно. Широкий репертуар оркестра способен удовлетворить запросы многих слушателей: коллектив играет музыку от барокко до симфо-рока. В следующий раз в Гродно «Олимпия Классика» может привезти новогоднюю программу со Штраусом или композиции Ханса Циммера с инсталляциями и спецэффектами.
Фото Дмитрия Зинкевича