«Покупатели у нас, извините, замороженные»: как на «Южном» проходили предрождественские распродажи
В канун новогодних и рождественских праздников крупнейший гродненский вещевой рынок — «Южный» — стал эпицентром скидок и выгодных цен. Традиционные распродажи в этот раз прошли в субботу, 15 декабря, и в теории в такие дни (которые реально раз в году) рынок должен был стать морем из покупателей, готовыми буквально размести торговые прилавки. Однако на практике все вышло иначе…
«С моими деньгами приеду, прогуляюсь и уеду обратно»
Дни, когда «Южный» действительно превращался в один сплошной океан, еще не забыты — вспомним, хотя бы события двухгодичной давности, когда на рынке буквально негде яблоку было упасть. С тех пор традиция проводить предрождественские распродажи не исчезла, но заметно изменилась — народ больше не реагирует так массово на подобные акции. Даже обочины автодороги возле рынка, раньше заполняемые автомобилями чуть ли не до поворота в микрорайон, на этот раз пустовали. Правда, теперь оставить машину можно на уже бесплатной автостоянке.
«Мегаскидки на каждом шагу!»: на Южном проходят предрождественские распродажи
Еще на подъезде к рынку в маршрутке встретились две подружки, и одна спросила, что ее знакомая собирается покупать:
— Чтобы покупать, надо что-то сначала найти. На тех выходных была в «Короне» — цены жуть. Решила сюда поехать. С моими деньгами приеду, прогуляюсь и уеду обратно, — пессимистично говорила женщина лет 35-ти.
Еще один парень общался с матерью по телефону, доказывая ей, что на зиму ему нужна теплая кофта с капюшоном, а вот куртка есть. Мать, по всей видимости, настаивала на покупке зимней куртки:
— Мам, мне Дима рассказывал, что недавно купил здесь такую кофту, как я хочу, за 45 рублей. В «ОлдСити» такая стоит 60, понимаешь?
«Продвигать товар надо улыбкой»
В этот распродажный день предложить покупателям товар по сниженным ценам вышло более тысячи предпринимателей. Бодрый женский голос из динамика сообщал, что на рынке проходят предрождественские распродажи и параллельно убеждал, что каждый найдет себе что-то подходящее. Торговцы в павильонах сообщали о скидках и распродажах кто во что горазд — самыми распространенными стали таблички «распродажи» и «скидки», можно было встретить листики формата А4 с принтом «SALE». Другие просто вывешивали в отдельной стойке или складывали в ящике вещи с табличкой «Все по 10» или «Все по 20».
Однако продавец из Азии Асиф (который продает мужское нижнее белье и носки) никакой дополнительной «завлекаловки» не делает принципиально:
— Потому что у меня и так цены низкие — трусы стоят всего от 3 до 5 рублей. Ну, где еще такие найдешь, а? Мне распродажи не нужны. Меня и так все знают и всегда приходят. Я уже 18 лет торгую и знаю одно: товар надо продвигать улыбкой, людей надо завлекать. Вот меня часто просят просто подарить им еще пару носков вдовесок, понимаешь? А я ему говорю: да забирай, ради Бога! А знаешь, почему отдаю? Потому что подари ты ему эту пару носков, он вернется к тебе на миллиард процентов. От этой пары носков я не обеднею, а он не разбогатеет. Вот такая вот политика.
«Покупатели у нас замороженные»
Глядя на предпринимателей, и не скажешь, что сегодня проходит небывалый «ценопад» — продавцы одиноко стоят в своих боксах в ожидании спроса или смотрят в смартфоны, некоторые группируются по двое-трое и обсуждают последние новости. Лишь изредка их покой нарушает проходящие мимо потенциальные покупатели, даже не примеряющие вещь.
— Торговля идет на ура, просто отбоя нет от людей, разве не видно? — саркастично и улыбчиво говорит продавец мужских брюк и кофт Марина. Только что она пыталась убедить семейную пару купить свитер, но те только лишь пощупали черный материал, приценились и ушли. По ее словам, распродажи — это не то слово, которое подходит под то, что происходит.
— На лицо обычный выходной день, людей точно ничуть не больше, — говорит женщина. — А спрос есть, но он вялый. Покупатели у нас, извините за это слово, замороженные — их надо «разогреть» перед покупкой, то есть убедить разными способами купить. Ну, и денежный фактор играет роль.
«Если все это купить, то на что тогда жить дальше»
Что денег у покупателей не очень-то и много, подтверждает и студентка Юля. Девушка захотела купить черные джинсы и кофту под новые зимние сапожки, однако смогла позволить себе только стильную кофту с треугольным вырезом — штаны оказались не по карману:
— Тут я нашла подходящие по стилю и размеру джинсы за 35 рублей, хотя видела недавно в бутике такие за 25 рублей. Поэтому поеду туда съезжу, может, еще будут лежать. На рынке некоторые вещи дороже магазинных, другие, наоборот, дешевле. Тут не угадаешь.
Подсчет общего бюджета после визита на Южный подводила семейная пара в годах. Сев на последние ряды в маршрутке, мужчина стал громко подсчитывать все расходы, которые он понес и которые еще предстоит понести:
— Так, 250 рублей дал тебе на пальто, 250 рублей отдадим на Деда Мороза, 100 рублей на коммуналку, еще 50 на телефон. И что остается? Копейки. Если бы все то, что ты хотела сегодня купить, то на что тогда жить дальше. Не знаешь? Вот и я не знаю, — ответил мужчина и замолчал в задумчивости.
Что по чем на рынке?
Женские пуховики предлагались от 35 рублей. Женские брюки и джинсы уходили по ценам от 25 до 40 рублей. Черные юбки можно было взять за 10-40 рублей, блузы расходились по 35, платья можно было приобрести за 15-35 рублей. На кофточки, водолазки или майки для девушек цены стартовали от 10 рублей.
Демократичные цены были и для мужчин: так, мужские пуховики на скидках стоили от 50 до 90 рублей, сорочки — в диапазоне 9-12 рублей, брюки и джинсы предлагались от 20 до 40 рублей. Байки, водолазки от 12 рублей, кардиганы и свитера — от 25 рублей.
Также ЗАО «Гродноторгсервис» организовало недалеко от посадочных платформ на маршрутки развлекательную зону и зону для выездной торговли. Можно было купить овощи, рыбу, мед, свежее мясо. Желающие согреться могли попробовать только что приготовленной ухи (2 рубля за пол-литра) или порцию шашлыков (100 граммов мяса по 2,8 рубля).
Самых маленьких гостей распродажи и их родителей развлекал Дед Мороз вместе со Снегурочкой. Отгадывая простые загадки, детвора получала сладкие подарки.