Время чудес: ёлочный шар по цене автомобиля и Дед Мороз ручной работы — в Гродно открылась выставка старых новогодних открыток и игрушек

Выставка, посвящённая истории рождественских и новогодних праздников, открылась в четверг, 13 декабря, в отделе искусств библиотеки имени Е.Ф. Карского. В экспозиции собрано свыше 700 предметов из фондов библиотеки и частных коллекций гродненцев.

Праздничная экспозиция стала юбилейной двадцатой частью цикла «Прикоснуться к истории». В её создании участвовали коллекционеры Александр Севенко, Олег Ёрш, Лариса Лис и другие гродненцы, поделившиеся с библиотекой семейными реликвиями.

На стеллажах расположились винтажные ёлочные украшения, трогательные детские игрушки, раритетные фотографии и поздравительные открытки, старинные книги и журналы рождественской и новогодней тематики — многие из них вызвали ностальгию у тех, кто родился в ХХ веке.

Гостям напомнили историю полюбившегося обычая украшать ёлку: в древности это делали с целью умиротворения духов, живущих в праздничном дереве. Хоровод, который водили вокруг ёлки, символизировал магический круг силы, а Деда Мороза мороз был отнюдь не дружелюбным персонажем: его звали для того, чтобы он сковал землю холодом для хорошего урожая в будущем. С приходом христианства из обычаев пропала языческая составляющая, и традиция ставить ёлку снова вернулась в Гродно только при Елизавете. Сам праздник Нового года стал набирать популярность лишь в начале ХХ века — передовая молодёжь, перенимающая западные традиции, собиралась за одним столом, чтобы поднять бокалы. До этого главную роль в зимних праздниках играло Рождество.

Первыми ёлочными украшениями были орехи, фрукты, свечи на специальных подставках и мелкие бытовые предметы. В неурожайный год, когда количество съедобных украшений уменьшилось, стекольщики предложили горожанам альтернативу: из толстого стекла выдули разноцветные шары. Однако позволить себе такую игрушку мог далеко не каждый: стоимость такого украшения в ХIХ веке теперь сравнима с ценой на автомобиль. Поэтому популярными были цветные бумажные и картонные фигурки ангелов и библейских персонажей, которые подвешивали на ниточках.

Украшения делали самостоятельно вплоть до 1980-х годов: в ход шла цветная бумага, ткани, природные материалы. В игрушках советского периода отражались общественные реалии: так, в годы дефицита мода на съедобные украшения вернулась в трансформированном виде — орешки, сладости и даже початки кукурузы стали стеклянными, а в 80-е годы, следуя за культурой диско, шары стали делать в виде пучков света или многогранников. Главным украшением оставалась звезда, водружаемая на верхушку ёлки. До 1939 года это была Вифлеемская шестиконечная, потом её сменила пятиконечная кремлёвская. Красная звёздочка, снабжённая электрической подсветкой, стала гордостью выставки.

Привычные фигурки Деда Мороза и Снегурочки начали появляться в 1940-е годы. Первоначально их изготавливали на фабриках вручную из папье-маше, бумаги и ваты — один такой Дед Мороз дошёл и до наших дней и украсил стеллаж. Позже фигурки стали делать из пластмассы, при этом они были белыми — покупатели самостоятельно раскрашивали их дома.

К слову, в советское время кроме Снегурочки Деда Мороза часто сопровождал мальчик Новый год. Персонажи были вписаны в модные тренды: мальчика представляли в роли красноармейца, моряка, космонавта, а Дед Мороз летал на вертолёте, работал на тракторе или болтал по домашнему телефону.

Новогодним подарком могло стать всё, что угодно, — главное красиво завёрнуть. С фотографий на посетителей смотрят счастливые малыши с плюшевыми мишками, лыжами и санками, книгами.

А вот поздравить родственников или друзей в другом городе было сложнее: абонентная плата за телефон составляла 71 рубль, тогда как средняя зарплата была в районе 30. Поэтому пользовались популярностью открытки. Вначале их привозили из-за границы, причём зарубежные мастера учитывали особенности гродненского региона: на открытку наносили только рисунок, оставляя свободное место для надписи на польском, русском, еврейском языке. В 1890-е годы открытки стали рисовать и в Беларуси, а в начале ХХ века их потеснили фотооткрытки. Фотографы старались разнообразить ассортимент и приглашали моделей: с чёрно-белых фото улыбаются одетые по последней моде дамы и кавалеры с подковами, бокалами или единичками. Открытку могли сделать и на заказ: в этом случае на ней запечатлевали семью с новогодними атрибутами.

Традиционно востребованными оставались изображения храмов и зимних пейзажей, сцен из Нового завета, детских забав или народных гуляний. К слову, рождественские открытки с религиозными сюжетами в советский период были под запретом. Их изготавливали подпольно в домашних условиях, переснимая старые открытки 1930-х годов. Необычно выглядят открытки военного времени: их авторы призывали крушить врага или прописывали права человека. После войны в тренде были трофейные экземпляры, отличавшиеся высоким качеством. Позже в моду вошли куранты и космические корабли, однако главным украшением всегда оставалась наряженная ёлка.

Познакомиться с историей развития новогодней открытки, увидеть праздничные фотоснимки ХХ века и другие винтажные атрибуты Рождества и Нового года можно увидеть в библиотеке на Советской, 25 (вход с Калючинской улицы) . Время работы: пн–чт — 10:00–19:00, сб–вс — 10:00–18:00.