Дозаправился и полетел на Берлин! В Гродно приземлился советский штурмовик, наводивший страх на солдат вермахта

Немцы называли его «бетонным самолётом», «чумой» и «чёрной смертью». Штурмовик Ил-2 прикрывал пехоту и стал самым массовым самолётом времен Великой отечественной войны. В понедельник вечером экипаж легендарной  машины по пути на авиасалон в Берлин, на час приземлился в Гродно для дозаправки и прохождения паспортного контроля.

В международном аэропорту «Гродно» всё было готов к приёму необычного самолёта. Рядом с взлётно-посадочной полосой Ил-2  и сопровождающий его самолёт ждал специальный автомобиль, за которым воздушные суда после приземления приехали на место стоянки.

— Аэропорт находится рядом с границей,  поэтому экипажи разных самолётов садятся у нас для дозаправки и обслуживания, а затем летят дальше, — рассказал руководитель полётов гродненского филиала ГП «Белаэронавигация» Александр Зайцев.

За штурвалом штурмовика находился Владимир Барсук, лётчик испытатель Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. Чаплыгина. Сам Владимир впервые сел за штурвал самолёта в 11 лет и с тех пор он уже 40 лет поднимается в небо на различных судах. После того, как он посадил самолёт и передал пограничнику и таможеннику документы,  то рассказал журналистам об удивительной истории этого самолёта.

— Этот Ил-2 подняли со дна озера Кривое в Мурманской области. Пилотом самолёта был Валентин Скапинцев. Его сын Олег и дочь Евгения узнали от отца, где находится воздушное судно, и получили от него карту. Уже после смерти отца сын поднял самолёт со дна озера и восстановил его с помощью различных структур, — рассказал Владимир. — Сейчас Ил-2 принадлежит фонду «Крылатая память Победы», мы показываем его россиянам, белорусам, а сейчас летим на авиавыставку в Берлин.

Как поднимали самолёт со дна озера (репортаж)

И как реставрировали (фото)

Ил-2 может выполнять полёты на 600 километров. Пилот признался, что физически сложно находиться в кабине, так как все выхлопные газы идут в кабину, но тогда, во время войны конструкторы не думали о комфорте людей.


Россияне летели на скорости 280 км/ч. Ил-2 работает на специальном авиационном бензине. На гродненской земле пилоты запросили 300 литров. Сотрудники аэропорта оперативно заправили бак боевой машины. Следующая посадка у экипажа произойдёт под Варшавой в аэропорту «Модлин». Там лётчики переночуют и продолжат курс на Берлин.

В тему

Гродненский аэропорт имеет статус международного и способен принимать самолёты до 190 тонн, среди которых Ил-76, Боинги-737, Ту-204 , Ту-214 и другие. Нынешнее лето обещает быть насыщенным для гродненских авиаторов: из нашего аэропорта воздушные суда будут отправляться на европейские курорты.

Справка «ВГ»

Ил-2 — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный под руководством Сергея Ильюшина. Самый массовый самолёт в истории, всего было выпущено более 36 тысяч штук. Сейчас в мире всего две машины Ил-2, которые поднимаются в воздух. Помимо борта №19 это Ил-2, находящийся в частной коллекции в американском Сиэтле. Её также восстанавливали в России, затем показали на параде в Самаре, а затем передали в США.