Наконец-то я еду… Попутчики в очарованных мирах Виктории Ильиной

В дороге время приобретает вкус капучино и цвет сумерек, растворяет прохожих в свете фонарей, запирает на замки личные истории, дремлет на лавочке, поёт на замёрзшем пруду и прыгает в жёлтое окошко. Бывают дороги длинные и до ближайшей груши во дворе. Но удивительно, я знаю, там всегда есть моё сокровенное место.

Свою персональную выставку гродненский художник Виктория Ильина объединила темой путешествия. Вернисаж «Маё падарожжа» проходит в городском выставочном зале на улице Ожешко.

— Можно было бы придумать глубокие концепции, но нет — преобладают природные мотивы: дорога через поле, лес, пейзаж из окна автомобиля, — говорит Виктория.

 

Однако в экспозиции нет ничего случайного. Работы Ильиной — сочетание хрустального хрупкого присутствия и очень чёткое концептуальное видение. Запомнилась фраза с открытия: «Они не зовут и не кричат»… Они завораживают.

В этом году Виктория Ильина ушла из художественной школы. Одной высокой ступенькой там стало меньше. «Всё надо менять, даже в профессии, а у меня единственная запись в трудовой книжке — 28 лет на одном месте. Когда переехали в новое здание: казённый широченный коридор, система кабинетов, официально всё. А я не люблю муштры».

Это грустная история, но и новая дорога: соломенная ажурная тропинка на стекле, инсталляция в синее вечернее небо или дождливое состояние — смотря что за окном.

— Быть в дороге мне нравится с детства, в начале лета мы всегда ехали в деревню, вижу тополя вдоль обочин и понимаю: наконец-то я еду. А ещё ощущение — дома ничего не надо делать. Удивительное чувство. Недавно говорила со своим знакомым, он специально берёт командировку в Вильнюс, пару часов по делам и три с половиной часа в пути, где так хорошо думается. Совсем другое чувство, когда сам за рулём. Ощущение свободы повернуть, остановиться. Я знаю все места на своих картинах. Где собираю боровики… Аэропорт в Варшаве, места много, большие стёкла… когда пишу, я это переживаю… 

Мы пьём кофе в спартанской мастерской в розовой башне, временно свободной от картин, рассматриваем железные ключи, замки на белых стенах. Сухие венки, вышивку крестиком, подаренные нежданно книги «за польским часом», вдруг пригодятся, фабричные фотографии. Аура старого здания «не квадратики, а настоящая архитектура» придаёт ощущение постоянства жизни, отношений.

— Хотя в последнее время все немножко разъединилось. Как будто нас кто-то сглазил. Держались вместе, раз — и уже не держимся…

Путешествия не делают тебя посторонним, считает Виктория. Они приносят сопереживание, откровение собственное и случайных попутчиков, потрясение. Как спектакль, который посмотрела на ферме во французской провинции этим летом. Актёры — жители деревни, спектакль — это письмо, которое не торопясь читает герой. Зрители видят, как огромные быки пашут поле, сельчане в костюмах XIX века гонят гусей, кто-то украл поросёнка, бабушка сушит сливы, каждый вечер перебирает, выбрасывает испорченные, а утром выкладывает заново… ты здесь и уже нет.

Единственная дорога из воображения на выставке, вид из окна автомобиля, иллюстрация к книге сына «Ветровое стекло». Пейзаж с дорогой-лентой, въезд в городок. Стас Ильин живёт в Америке, «Ветровое стекло — повесть-дневник, каждый отдельный рассказ имеет свой сюжет, который погружает в бесконечную ленту наблюдений за наблюдателями.

Соучастникам

В ноябре художница приглашает погостить в своё личное пространство. Внутренние колоны выставочного зала опоясывают наброски: на одном натюрморт, на других — трава и деревья, аллея заворачивается к площади, старые дома.

На этот раз зрители будут писать тексты. Писать, а не рисовать, подчёркивает Виктория. Под моим руководством будем общаться с народом.

Раньше она уже пробовала пригласить к коллективному творчеству. Но вместо узеньких окошек гости рисовали солнышко и рыбок, а погружение заменяла эйфория толпы. Если не получится 1 ноября, попробуем ещё раз, 5, 6 ноября.

 

Кстати

В Центре городской жизни на Советской улице Виктория читает бесплатные лекции о современном искусстве в рамках авторского курса «Арты и -измы XX века». В этот понедельник — о шоковых картинах Рене Магрита.

— У нас меньше людей ходят на лекции, чем в Бельгии, например. Там пенсионеры свободны, им всё хочется узнать. В музеях для этого выделены специальные дни. Попытаемся что-то сделать здесь. Мне просто интересно говорить об искусстве. Следующая лекция будет посвящена Сальвадору Дали.