Краткость — сестра таланта: в Гродно прошёл юбилейный Манхэттенский фестиваль короткометражного кино

Почувствовать себя частью огромной армии поклонников короткометражного кино гродненские зрители могли не выезжая за пределы города — на выходных в кинотеатре «Красная звезда» прошли показы лент Манхэттенского фестиваля короткометражного кино.

Начиная с премьерного показа, в гродненском кинотеатре был аншлаг.Среди финалистов программы этого года два номинанта престижного кинофестиваля «Санденс»: новозеландский фильм «Не навреди» и сирийская драма «MareNostrum». Первый представляет собой динамичный боевик, являющийся приквелом к полнометражному фильму «Чёрный лотос», работа надо которым длится уже несколько лет. «Не навреди» раскрывает только одну сюжетную линию, связанную с жизнью хирурга, которая оказывается перед сложным выбором между верностью клятве Гиппократа и насилием. Но главное внимание в приквеле оказывается сосредоточенным на теме материнства и на том, на что можно пойти, защищая своё дитя.

Об этом же и «MareNostrum», снятый сбивчивыми, полными посторонних шумов отрывками. В нём нет диалогов, и вся трагедия героев держится на деталях — слезах в глазах девочки и взрослого мужчины, сломанной в руке пластиковой вилке, скудных детских пожитках, развешанных по углам утлого жилища, — и на ежедневном кажущемся насилии над ребёнком, оборачивающимся в итоге до надрыва искренней любовью отца.

На пристальном внимании к звукам и деталям строится и британская драма «Надежда умирает последней», напоминающая кульминационную сцену из масштабного полнометражного фильма. Картина основана на реальных исторических фактах и рассказывает о Йозефе Пачиньском, заключенном Освенцима, служившим личным парикмахером коменданта Аушвица— Рудольфа Хесса. Впрочем, обстоятельства событий угадываются сразу же — комментарий разве что уточняет, как долго длилась пытка, которую зритель наблюдал на экране лишь несколько минут.

На реальных событиях основана и лента «Вперёд!», повествующая о силе человеческого духа, который ежедневно испытывается в даже, казалось бы, мирное время. Здесь зрителя ожидает приятный хеппи-энд: как в жизни, так и на экране. Примечательно, что режиссёр картины Павел Гуменников имеет белорусские корни.

Также в программу вошли картины «8 минут» (Грузия), «FickleBickle» (США), «Viola, Franca» (Италия), «Идеальный день» (Испания), «Коротко» (Швейцария) и «По ту сторону» (Испания) — победитель в номинации «Приз зрительских симпатий» на фестивале фильмов ужасов и фэнтези в Сан-Себастьяне.«FickleBickle» являет собой очаровательную комедию положений, где выдуманное — пожалуй, только стечение обстоятельств. В остальном это ироничная усмешка в адрес современных отношений мужчины и женщины, где слишком уж часто срабатывает принцип «флюгера».

И совсем о другой их вариации — «Viola, Franca», где остро ставится вопрос гендерного равенства, прав женщины, а картина европейской жизни 60-летней давности полна едва ли не средневековых пережитков.

В «Идеальном дне» и «Коротко» показаны два взгляда на процесс создания фильма. «Идеальный день» полон отсылок к концовке, которая ловко выворачивает происходящее наизнанку, обнажая мастерскую режиссёра, а заодно напоминает, что жизнь — игра,а сегодняшний день — одна из многих вариаций одного и того же сценария.

Анимационная лента «Коротко» также заслуживает своего зрителя, который оценит по достоинству попытку вложить в пять минут экранного повествования всё вокруг: от фрукта в разрезе до мировых катастроф.

Последней главой фестиваля стала грузинскаякороткометражка «8 минут». В ней — провозглашение необходимости оставаться собой, которая в конечном счёте становится не только средством своеобразного спасения накануне апокалипсиса, но и наполняет зрителя полудетским ощущением чуда при взгляде на фокусника. Вот только тут масштаб фокуса соответствует  мировым масштабам. К слову, именно эта картина сорвала аплодисменты зала и стала достойным завершением показа.

Справка «ВГ»

Манхэттенский фестиваль — глобальная встреча ценителей короткого метра и тех, кто только открывает для себя прелесть историй, умещённых в регламент 15-ти минут. В 2017 году организаторы фестиваля получили 1650 заявок из 75 стран, из которых было отобрано 10 финалистов. Показы одновременно проходят в 250-ти городах мира и объединяют более 100 000 зрителей.

В этом году фестиваль отмечает свое 20-летие. Его организаторы признаются, что успех проекта, не основанного на поддержке спонсоров, зависит не только от интереса зрителя, но и от инициативности коллег в кинотеатрах по всему миру. В Беларуси показы ежегодно проходят в Минске, Бресте, Витебске, Гродно и Могилёве, а в этом году возможность увидеть фестивальные ленты впервые появилась у жителей Мозыря.

На фестивале нет профессионального жюри, а право выбора лучшего фильма отводится зрителю. Отдать свой голос можно было не только за наиболее приглянувшуюся картину, но и за лучшего исполнителя главной роли. Зрительские голоса со всего мира отсылаются в штаб-квартиру фестиваля в Нью-Йорке, где на финальном сеансе назовут имя победителя. Обладатель гран-при будет объявлен 9 октября.