«Я бы предпочел быть диким кабаном и однажды получить свою пулю» – как охотники отметили первый в Беларуси фестиваль святого Губерта (+видео)

Зачем они убивают животных, расказали вабильщики, лесничие, студенты и музыканты. Фестиваль возрождения охотничьих традиций под покровительством святого Губерта прошел на Августовском канале в субботу, 17 сентября.

Организатор фестиваля: «Вегетарианца понять я могу»

Мужская тусовка собралась на берегу Августовского канала.

– Я вообще-то за Гринпис и против охоты, – говорит девушка Рената, работник сферы туризма. – А на фестиваль приехала увидеться с друзьями.

Сами охотники, кажется, давно подготовились к подобным выпадам и дискуссии. «А вы мясо едите?» – спросят они оппонента в первую очередь.

– Есть научное обоснование, сколько животных должно жить на гектаре земли, — объясняет один из организаторов фестиваля святого Губерта Павел Лигер. – Всё в природе взаимосвязано. Увеличение популяции одного вида может привести к истреблению другого. Дикие звери могут выходить из леса и портить посевы людей. Никто не разрешит отстреливать больше, чем можно. А когда мы, люди, в это не вмешиваемся, начинаются проблемы. Поэтому охота даже нужна. К тому же, в Беларуси у нее вековые традиции.

Однако охотники, как оказалось, разделяют противников убийства животных на вегетарианцев и мясоедов.

– Вот вегетарианца понять я могу, – продолжает Павел. – Если человек не ест мяса, против скотобоя, то такая позиция действительно достойна большого уважения. А если человек ест мясо животных, которых выращивают в неволе, то ему быть против охоты, я думаю, немного лицемерно.

К слову, именно у Павла родилась идея провести в Гродно фестиваль охотников святого Губерта. А в студенчестве он даже писал диплом на эту тему.

Вабильщики: «Кому-то приходится это делать»

В стороне от празднования стоит четверка студентов: Вадим, Максим, Денис и Виктория. На первый взгляд они ничем не отличаются от других отдыхающих, пока не достали свои специфические музыкальные инструменты. Люди начинают растерянно оглядываться по сторонам, а ребята только хохочут. Дело в том, что с помощью своей деревянной трубочки – вабы – они издают звуки животных.

– Это звук молодого оленя. Нужно как бы сказать о-а-э. А это – старого ищущего оленя. Слышите, звук более хриплый. Так кричит олень после гона, а так – возле гарема, – демонстрируют искусство студенты 4 курса сельскохозяйственного факультета БГТУ.

Мелодии отличаются ритмом, длительностью, тембром. Кажется, из леса вот-вот покажутся колышущиеся рога.


Вабильщики такими звуками привлекают животных на охоте. Научиться искусству можно за неделю. Деревянные вабы купили в России за 100 евро, кто-то вырезал сам – звук не отличается.

– Охотимся на всё, что возможно: на зайца, куницу, лисицу, белку, ондатру, птицу. Олень пока для нас дорогое удовольствие – это стоит больше 10 млн. Охотимся для себя, но не ради забавы, больше для еды и отдыха, – рассказывают ребята.

На вопрос про «жалко» они отвечают уже известным «Вы мясо кушаете?.. Кому-то это (убивать животных – прим. «ВГ») приходится делать».

Польский лесничий: «Больше жалко тучных гусей и индюков»

Выправкой и строгой формой с фуражками, будто у американских полицейских, выделяется группа явно небелорусских гостей. Адам, Анджей и Мартин приехали вместе с коллегами из польского небольшого Элка, что в 140 км от Гродно. Они работают в лесничестве и играют охотничью музыку, организационные сигналы охоты.

– Так было во времена королей, когда не было телефонов. Охотники играли в трубы, например, когда загонщики начинали или завершали гон. Потом они играли гимн для животного, когда его убивали. Чтобы отдать ему честь, чтоб оно так попрощалось с лесом. У каждого животного свой сигнал, — объясняют лесничие.

Сегодня они возвращают эту традицию, которая забылась после войн первой половины прошлого века. Научиться играть на их рожках можно примерно за год. Любопытно, что и в Элке в этом году впервые организовали похожий фестиваль охотников. Отличался он местом – в самом центре города около озера. Поэтому праздник собрал много зрителей, заходили посмотреть и случайные прохожие.

– Жалко? Я поставлю вопрос по-другому, – отвечает Анджей. — По-моему, больше жалко этих тучных гусей и индюков, которые всю жизнь живут в закрытом пространстве в клетке. За три месяца его откормят и ведут под нож. Если бы я мог бы выбирать, то предпочел бы быть диким кабаном и через несколько лет получить охотничью пулю, чем с рождения быть приговоренным к клетке и смерти.

– Каждое животное жалко убивать, – поддерживают Анджея коллеги. – А если бы мы перестали убивать зверей на охоте, было бы больше вреда. Чаще случались бы аварии на дорогах из-за выбежавших животных, кабаны вредили бы сельскому хозяйству. Первобытной гармонии уже не удастся достичь, если мы хотим вести сельское хозяйство, лесное хозяйство. Мы уже вмешались в гармонию природы хотя бы тем, что выкорчевали часть леса и забрали землю под поле.

– Но животное на охоте не обязательно должно погибнуть, — утешают польские лесничие. Некоторые охотятся, чтобы встретиться и провести время с коллегами, а потом просто сварить и съесть суп, рассказывая про свои охотничьи успехи или неудачи.

Музыкант: «Я хочу купить ружье»

Едва ли не единственные, кто сегодня возвращает традицию охотничьих организационных сигналов в Беларуси, – это ансамбль «Бекасы» из Дрогичина Брестской области. Ансамблю уже 15 лет. На фестиваль заехали два его участника – два Ромы. Ребята показывают ноты, по которым учат мелодии. И внезапно… все надписи на польском языке. В Беларуси такого сборника они не нашли.

– Есть сигнал, чтобы разрядить оружие или сигнал на обед. Кстати, самый любимый сигнал охотников, – улыбаются парни. – Мы играем сигналы на охоте и на мероприятиях. Постепенно прививаем эту культуру, чтобы нас приглашали на охоту. В Европе все охотники носят рог и издают сигналы, чтобы остальные знали, кого он убил. У нас есть охотники, которые покупают себе рога, но они пока занимаются как любители.

Музыканты пока только играют на охоте, но подумывают о том, чтобы, наконец, купить ружье.

– Я хочу стать охотником, – признается Рома, который играет в ансамбле около 10 лет. – Это интересно, единение с природой, ходишь по лесу, сыграл для души. Уничтожение природы? Даже не задумывался об этом. В большей степени это отдых.


От парада до стрельбы из лука

Фестиваль начался торжественным парадом охотников из разных лесхозов области. Перед гуляньями за охотников помолился ксендз. Кстати, святой Губерт – католический святой. На сцене выступали вабильщики, лесничие, музыканты, артисты. В палатках лесхозов можно было увидеть чучела, рога, поделки из дерева, музыкальные инструменты. Владельцы охотничьих собак показали своих питомцев на выставке. Мужчины пошли на «мужыцкія забавы»: соревновались в стрельбе из лука и пневматического ружья, толкании бревна, распиловке бревен, рыбалке.