Иконы, которые не признаёт официальная церковь, показывают в Гродно

Старинные иконы с медными элементами, которые запрещены официальной церковью, показывают в музее истории религии. Выставку «Старообрядческая икона XIX – начала XX веков в Беларуси» можно посмотреть до конца октября.

Иконы приехали из Стрипишской поповской старообрядческой церкви, что в Островецком районе. С XVIII века там существовала община старообрядцев. В начале XX века ее прихожанами были почти 700 человек. Однако в начале 1990-х годов, когда между Литвой и Беларусью пролегла граница, большинство прихожан перестало посещать церковь, потому что оказались по ту сторону рубежа. Люди остались без храма, а церковь потеряла прихожан. С тех пор иконы передали музею истории религии. Деревянная старообрядческая церковь в Стрипишках еще стоит, но богослужения там не проходят.

На выставке представлены старообрядческие иконы, которые объединяют в себе элементы живописи и медной пластики: по центру крест, вокруг него небольшие литые иконы и многостворчатые складни. Двоеперстие, евангелисты в виде животных, восьмиконечный крест, написание «Исус Христос» вместо привычного «Иисус Христос» — это признаки старообрядческой иконописи. После церковной реформы 1650–1660-х годов святые лики стали «живоподобными», только старообрядцы сохранили традиционную русскую и византийскую манеру письма. Благодаря отказу от «живоподобия» старообрядческая икона не утратила каноничности и не превратилась в религиозную картину.

Справка «ВГ»

Старообрядчество («древнеправославие») — религиозные течения, которые не признали проведенную в 1650–1660-х годах церковную реформу об унификации богослужебного чина русской православной церкви с греческой и прежде всего — константинопольской церковью. Реформа вызвала раскол в русской православной церкви. Защитники старого обряда преследовались. В поисках лучшей доли уходили за пределы России, часто на земли Речи Посполитой. Они основали на белорусских землях два крупных центра — вокруг Браслова и Видзов (Подвинье) и вокруг Ветки (Полесье). В каждом из этих районов формировались самобытные особенности иконописи.