Реклама
Реклама

Изменения и льготы в Беларуси. Что нужно знать об имущественном платеже за 2025 год

Многие белорусы уже получили извещения об уплате единого имущественного платежа. В этом году предусмотрен ряд новшеств, в том числе по льготам. Какие налоги, кому и когда нужно заплатить, рассказали в инспекции МНС по Ленинскому району г. Гродно.

С 2024 года все имущественные налоги — на недвижимость, земельный и транспортный — включаются в единый имущественный платеж.

Кто будет платить

Налог на недвижимость граждане платят в отношении тех объектов недвижимого имущества, которые принадлежат им на праве собственности, приобретены в лизинг, приняты по наследству. Это касается квартир, жилых домов, садовых домиков, дач, гаражей, машино-мест, прочих объектов недвижимого имущества, например, офисных зданий, складских помещений, магазинов и т. д.

Земельный налог уплачивается за участки, которые приняты по наследству, принадлежат людям на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, временного пользования. В том числе и за самовольно занятые земельные участки.

Транспортный налог уплачивается физлицами в отношении транспортных средств (ТС), которые зарегистрированы за ними в ГАИ.

Как рассчитать налог на надвижимость

Налог на недвижимость исчисляется налоговым органом отдельно по каждому объекту налогообложения, принадлежащему физлицу. Он определяется исходя из расчетной стоимости квадратного метра (в Гродно на 01.01.2025 г. это 850 рублей), площади недвижимости и ставки налога (сейчас это 0,1%).

Так, за 2025 год налог на квартиру площадью 50 кв. м, расположенную в Гродно, составит около 42,5 рубля (всего на 2,2 рубля больше, чем в прошлом году).

Совместная собственность

По-новому начислены имущественные налоги в отношении недвижимого имущества, которое находится в совместной собственности и одновременно принадлежит нескольким собственникам-физлицам. Так, земельный налог и налог на недвижимость всем участникам совместной собственности исчислен с применением коэффициента 0,5.

До текущего года налог за объекты в совместной собственности исчислялся кому-то одному (либо супругу, либо супруге) на основании письменного уведомления. Теперь в случае, если совместная собственность одновременно зарегистрирована сразу за двумя участниками, то есть за супругом и супругой, то налог будет исчисляться каждому из участников, но с понижающим коэффициентом 0,5. То есть, например, если налог за квартиру 70 рублей, то каждому из участников нужно уплатить по 35 рублей.

За комфорт — больше

В 2025 году скорректирован перечень ТС повышенной комфортности. Список марок авто не изменился. Однако если ранее увеличенный транспортный налог платили собственники автомобилей повышенной комфортности, с года выпуска которых прошло не более трех лет, то теперь возраст для некоторых машин вырос. Например, для всего модельного ряда Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Maserati, Rolls-Royce, а также Maybach срок повышен до 10 лет, для Audi Q8, BMW X7, Lexus LX — до 5 лет, для Audi RS7, BMW M6, M7, M8 — до 4 лет. Три года с момента выпуска сохраняется для некоторых моделей Audi и BMW, а также Cadillac Escalade, Lexus LC и LS, Mercedes-Benz AMG E.

Ставки транспортного налога за 2025 год за легковой автомобиль составляют от 70 до 253 рублей. Для автомобилей повышенной комфортности они умножаются на 10.

Граждане, которые в прошлом году получили извещение за свой автомобиль люксового класса с обычной суммой, в этом году увидят сумму налога выше.

Что будет за неуплату

Физлицам, которые не оплатили вовремя единый имущественный платеж, предъявят дополнительное налоговое обязательство.

Так, если физлицо не рассчиталось по своим налоговым обязательствам до конца 2026 года, а размер неуплаты превысил одну базовую (сегодня это 45 рублей), то с 1 января 2027 года при исчислении налогов ему дополнительно к предъявленной сумме будет насчитано еще 15% от той суммы, которую он недоплатил в 2026 году.

Кому положены льготы

Первая категория — многодетные семьи. Они освобождаются от уплаты налога на недвижимость в отношении всего имущества, которое не предназначено для использования в предпринимательской деятельности. Это все квартиры, все жилые дома, все гаражи, все дачи, все машино-места, все незавершенные капитальные строения. То же самое касается всех земельных участков, которые есть у многодетных семей и предназначены для удовлетворения бытовых потребностей граждан.

Среди других категорий — пенсионеры по возрасту либо лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста с правом на его снижение, инвалиды I и II групп, несовершеннолетние, недееспособные, военнослужащие срочной или альтернативной службы, а также граждане, на которых распространяется действие Закона «О ветеранах». Они имеют право на льготы в отношении одной квартиры, одного жилого дома, всех садовых домиков, всех гаражей, всех машино-мест, одного земельного участка, который предоставлен для строительства и обслуживания жилого дома, в отношении всех других земельных участков, которые предоставлены для целей, не связанных с ведением предпринимательской деятельности.

Если, например, у пенсионера две квартиры, то от налога будет освобождаться та, по которой налоговая база выше, чем по другим. То есть самая дорогая квартира будет освобождаться от налога, а за более дешевую он будет предъявляться к уплате. То же самое касается и жилых домов.

При расчете транспортного налога стопроцентной льготы нет. Есть льгота в виде снижения ставки на 50% в отношении ТС, зарегистрированных за ветеранами Великой Отечественной войны; ветеранами боевых действия на территории других государств; многодетными родителями (усыновителями, удочерителями); инвалидами I или II группы; пенсионерами по возрасту. Главное условие — у такого физлица должно быть действительное водительское удостоверение соответствующей категории. Для инвалидов III группы ставка транспортного налога понижается на 25% при том же условии.

По налогу на недвижимость есть льгота для граждан, которые зарегистрированы и проживают в сельской местности, работают на предприятиях, в организациях на селе, занимающихся сельхозпроизводством, в организациях, расположенных на селе и являющихся учреждением образования, здравоохранения, культуры. При условии соблюдения этих факторов граждане освобождаются от уплаты налога на недвижимость в отношении квартир, жилых домов, садовых домиков, дач, гаражей, машино-мест, которые расположены в сельской местности.

Где узнать сумму

Сумма указана в извещении, которое направляется налоговым органом не позднее 1 октября 2026 года по почте либо в электронном виде в «Личный кабинет». В извещении будут указаны все объекты налогообложения, которые принадлежат плательщику.

Общую сумму единого имущественного платежа можно посмотреть в ЕРИП (Система «Расчет» / Налоги / Выбрать город или область (по прописке) / Выбрать город или район / ИМНС / УРП по району или району в городе / Единый имущественный платеж / УНП) или в личном кабинете плательщика.

Если нет такой возможности, можно подойти в налоговую по месту жительства либо по месту нахождения объекта и получить дубликат извещения лично в руки.

Каким образом внести плату

Оплатить единый имущественный платеж можно несколькими способами: с помощью системы ЕРИП, в инфокиосках и банкоматах либо в отделениях банков и почтовой связи.

Можно заплатить всю сумму налога сразу ил внести ее частями. Главное — успеть рассчитаться не позднее установленного срока.

Крайний срок оплаты — 16 ноября 2026 года.