Незнайка, почтальон Печкин и попугай Кеша — как мастер из Гродно делает уникальные елочные игрушки

Анастасия Майко из Гродно умеет возвращать людей в детство. В ее руках кусочек ваты и проволоки превращается в Незнайку, почтальона Печкина или Волка из «Ну, погоди!». Вот уже шесть лет мастер делает ватные елочные игрушки по мотивам советских и зарубежных мультфильмов и кино.

Никодимовна из «Инстаграма»

Настя окончила колледж техники, технологий и дизайна по специальности «модельер-конструктор». Но в отличие от однокурсниц (а училась она с такими известными дизайнерами, как Екатерина Корлатяну, основательница бренда Krikate, Ирина Звонко), ей было интереснее рисовать. По окончании учебы уехала в родную деревню Лещанку (Щучинский район), где работала в сельском клубе сначала художественным руководителем, а после — директором. Вышла замуж, а в 2008 году переехала с супругом в Гродно. В семье растут два мальчика: 17-летний Тимур и 13-летний Митя. Они мамины главные критики.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Майко Настя (@nikodimowna)

Увлекаться ватными елочными игрушками наша героиня начала после декрета. До этого перепробовала многое: работала мастером по маникюру, делала поделки из бисера, топиарии, магнитики, активно занималась фотографией. Как оказалось, все не зря. Теперь накопленные знания и навыки активно применяет в изготовлении елочных игрушек.

— Надо, к примеру, какому-то персонажу сделать авоську, у меня нитки, бисер — все есть. 50 % успеха — красивая фотография. Снимки для «Инстаграма» тоже делаю сама, — рассказывает Настя.

Любовь к творчеству у гродненки от ее отца. Папа хорошо рисует, пробовал даже поступать в художественное училище. Когда-то тоже работал в сельском клубе, потом — в местном колхозе, а после был экологом. В благодарность отцу за творческую жилку мастер теперь на своих работах ставит лого — собственное отчество «Никодимовна». К слову, под этим ником ее можно найти в «Инстаграме».

Дорисовала зубы Водяному

Первые ватные игрушки, признается наша героиня, давались с большим трудом: информации в интернете был минимум, учиться не у кого. Работы получались «кривые и косые».

— Я тогда еще использовала клей ПВА, вымазалась им вся. Никто же не сказал, что его нужно разводить водой, — смеется 39-летняя ремесленница.

Со временем к снеговикам добавились ангелочки и куколки. Однообразие вскоре наскучило, и мастер стала лепить персонажей из советских мультфильмов и сказок. Сейчас в ее копилке более 500 работ. Золотая рыбка, Незнайка, кот по имени Гав, Кот в сапогах, почтальон Печкин, Винни-Пух, Царь-батюшка, Чиполлино, Буратино, Заяц и Волк из «Ну, погоди!», крокодил Гена — пожалуй, нет ни одного персонажа, которого Настя не сделала хотя бы раз. И самое главное — все игрушки выполнены до мельчайших деталей.

— Однажды делала Водяного. Решила, что он как-то скучно улыбается, и дорисовала ему зубки, — говорит собеседница. — Через некоторое время такую же работу увидела у другого мастера, сразу поняла: мою скопировали. Вообще я спокойно отношусь к плагиату, если это делают молодые ремесленники: им нужно учиться, развиваться. Обижает, когда мои работы копирует человек с большим опытом и громким именем.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Майко Настя (@nikodimowna)

Когда вата «капризничает»

Процесс изготовления ватной игрушки, говорит Настя, трудоемкий, но очень увлекательный. Двенадцать часов за работой, а часто и больше, и так два-три дня подряд, проходят незаметно. Дома у нее свой стол и все, что нужно для творчества: проволока, фольга, вата, клейстер, очень много кистей и красок.

Все начинается с эскиза, в котором четко соблюдаются все пропорции, ведь игрушка должна быть точной копией, но всего 9 см. Затем из проволоки делаются все части туловища, на них наматывается вата и фиксируется с помощью клейстера и нитки. Потом все это отправляется… в духовку, где сушится на минимальном огне.

— Вата — очень капризный материал. Пока она мокрая, кажется, игрушка получается идеально ровная. Но после сушки, бывает, появляются бугры, — рассказывает Настя. — Самая классная вата — наша белорусская, она более волокнистая.

Кстати, личики своим игрушкам мастер тоже делает из ваты. Но, как оказалось, это не самый сложный этап в изготовлении. Труднее всего лепить пальчики — это ювелирная работа, которую многие мастера не любят.

После сушки игрушка собирается и разрисовывается акриловыми красками. Иногда на это уходит больше времени, чем на лепку, — нужно терпение и усидчивость.

Весь процесс занимает от двух дней до недели, иногда — больше. Самое затратное в нем — время и кисти. Пачки ваты в 100 граммов хватает на месяц, упаковки крахмала для клейстера — на год.

Слепила Ипполита в ванной

Елочные игрушки из ваты очень прочные и легкие: весят, как правило, всего 12 граммов. Они могут храниться десятки лет, единственное — не любят влагу.

— В моих игрушках много мелких деталей, которые можно повредить. Поэтому с ними нельзя играть детям. Все работы коллекционные, в единственном экземпляре. Все потому, что мне неинтересно делать то, что я уже делала. И я не понимаю, как можно лепить одно и то же 10 лет. В таких работах, мне кажется, нет творчества, — считает Настя. — Я редко делаю повторы, но для этого мне надо соскучиться по персонажу. И не беру работы на заказ — на них нет времени, а постоянно отказывать тяжело.

Недавно мастер запустила серию «Синемасики» по мотивам популярных советских фильмов. Она делает маленьких человечков со смешными лицами. Они не похожи на персонажей из кинолент, но образы очень узнаваемые, например: Ипполит в ванной из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром», тройка из «Джентльменов удачи», царь из любимого кино «Иван Васильевич меняет профессию».

Среди покупателей — даже знаменитости

Елочные игрушки, уверяет Настя, продукт всесезонный. Покупают их круглый год. 99 % работ уезжает в Россию.

Поскольку цена у такой игрушки высокая (от 200 рублей и выше), позволить себе ее могут не все. Несмотря на это, есть постоянные покупатели, в числе которых коллекционеры и даже знаменитости.

— Я сапожник без сапог: у меня дома лежит, наверное, всего две мои игрушки. Бывает, только выложишь фото в «Инстаграм», проходит пару секунд — и игрушку купили. Я верю, что она сама выбирает себе дом, — говорит наша героиня.

К слову, Анастасия не только лепит ватные игрушки, но и коллекционирует советские стеклянные. Их уже собралось несколько сотен. Самые красивые и редкие каждый год вешает на елку. Остальные бережно хранит в коробках.

Работа попала в музей режиссера «Морозко»

На Новый год семья обычно едет в деревню к родителям. В этом районе, кстати, супруги восстанавливают 100-летний дом Настиной бабушки. Его, к сожалению, пришлось разобрать. «Живые» части использовали в строительстве гостевого домика. Параллельно благоустраивают участок. Настя придумывает идеи, а муж их воплощает. Так, во дворе появились различные декорации, которые скоро пополнятся новыми. Отдельный вид искусства — туалет, он выполнен в виде избушки, и скворечник, похожий на трехквартирный дом.

— Иногда смотрю на свои работы и не верю, что их делала я, — отмечает мастер. — Я все время благодарю судьбу за то, что у меня все так сложилось. Это большое счастье, когда человек находит любимое дело.

Анастасия активно участвует в различных конкурсах и занимает там призовые места. Несколько лет назад она сделала Марфушу, которая едет на санях, запряженных свинками, из известной сказки «Морозко». Теперь ее работа хранится в музее режиссера этого фильма, знаменитого советского кинорежиссера и сценариста Александра Роу.