Транспортная система uST: взгляд науки, экономики и логистики
Многие страны ищут способы решить проблемы дорожных заторов, доступа к удаленным территориям и дорогих перевозок. Один из перспективных вариантов, который рассматривают эксперты из разных областей, – струнный транспорт (технология uST). Эта система, разработанная инжиниринговой компанией Unitsky String Technologies Inc., уже прошла стандартизацию в Беларуси и нашла применение в одном из экопарков страны. Где еще она может быть востребована и какие задачи способна решать? Мы собрали мнения экспертов из области транспорта, науки и экономики.


Транспортно-инфраструктурный комплекс “Юнилайт” в экопарке “Акварель”
Михаил Никулин: «Это уже не концепт, а действующая система»
Начальник управления организации пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин отметил, что личное знакомство с транспортными разработками изменило его восприятие всей технологии:
– После посещения R&D-центра появилось понимание, что проект может быть реализован. Это не демонстрационный макет, а инженерно отработанная технология с действующими образцами и производственной инфраструктурой.
По словам Михаила Юрьевича, среди очевидных преимуществ – автономность, экологичность, автоматизированная система управления и потенциальная адаптивность под сложный рельеф.
Эксперт обращает внимание, что такие решения особенно актуальны для территорий со сложной транспортной доступностью:
– Если жители мегаполисов выбирают, на чем им удобнее ехать, то в отдаленных населенных пунктах транспорт – это не только комфорт, но и элемент базовой инфраструктуры. В условиях, когда нет дорог и расстояние до ближайшего магазина или поликлиники составляет десятки километров, возможность быстро добраться – это вопрос качества жизни.
Михаил Никулин уточняет, что важно рассматривать uST как дополнение к уже существующей системе:
– Например, на новых маршрутах – особенно там, где традиционные решения требуют значительных затрат на прокладку или обслуживание дорог. Струнный транспорт способен закрывать так называемую проблему «последней мили» – соединять пригороды и новые жилые районы мегаполисов с действующей транспортной инфраструктурой.

Михаил Никулин рассматривает uST как дополнение к уже существующей системе
С точки зрения городского планирования Михаил Юрьевич видит потенциал для интеграции uST в развивающихся зонах, логистических кластерах, на периферии и в агломерациях. Эксперт также отмечает, что важно учитывать простоту монтажа, устойчивость к климату и возможность вписать трассу в сложный рельеф без масштабных земляных работ.
За передовыми техническими решениями стоит серьезная академическая база. Научная деятельность компании UST Inc. демонстрирует впечатляющие результаты: более 50 научных работ в год, свыше 150 публикаций в журналах и материалах международных конференций. Также у организации больше сотни патентов.
Юрий Плескачевский: «Научно-технический подход требует времени и системности»
Систему uST оценивают и со стороны инженерного экспертного сообщества. Член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, доктор технических наук Юрий Плескачевский рассматривает струнный транспорт прежде всего как научную и инженерную разработку, сложную по своей структуре и насыщенную патентоспособными решениями:
– Основы струнного транспорта укладываются в рамки известных законов механики, термодинамики и инженерной физики. С научной точки зрения система не вызывает противоречий. Но для внедрения таких решений нужна не только техника, но и время, специалисты, правовая защита и готовая инженерная база.
По словам ученого, проекты подобного масштаба реализуются не быстро, ведь речь идет о многокомпонентной системе, в которой каждое решение проходит путь от идеи до промышленного воплощения. Он обращает внимание на патентную работу как ключевой элемент технологической независимости:
– Изобретение – это юридически закрепленное инженерное решение. Без надлежащей патентной защиты разработчик рискует столкнуться с правовыми вопросами даже в случае добросовестного продвижения на рынке. Поэтому системная работа с интеллектуальной собственностью – не второстепенная, а базовая задача.
Эксперт также акцентирует внимание, что активная патентная стратегия – это не только защита интересов компании, но и показатель зрелости разработки:
– Современные технологии не статичны. Они развиваются, уточняются, дополняются. Именно по объему зарегистрированных изобретений можно оценивать глубину научно-технической проработки проекта. В случае с uST, судя по имеющимся данным, такая работа ведется – это верный путь.

Инженерная зрелость делает технологию интересной далеко за пределами Беларуси
Иногда компанию критикуют за то, что внедрение технологии идет не так быстро, как ожидается. Некоторые опасаются, что, пока проект дойдет до практического применения, он может устареть. Но академик уверен, что в инженерной среде скорость не всегда главный показатель. Юрий Михайлович предлагает смотреть на ситуацию шире:
– Физическая суть технологии может оставаться стабильной, но инженерные и технологические решения постоянно обновляются. Это нормально. Так работает и железная дорога, и авиация, и промышленность. Главное – научная состоятельность и способность к адаптации. В этом смысле проект струнного транспорта демонстрирует последовательность.
Именно такая инженерная зрелость делает технологию интересной далеко за пределами Беларуси. Переговоры о внедрении uST ведутся с рядом стран: ОАЭ, Индией, Непалом. Кстати, с последним государством уже подписано соглашение о строительстве комплекса.
Виктор Саевич: «Технологии всегда двигали экономику»
Для ряда государств такие проекты становятся не только транспортными решениями, но и возможностью для экономического роста. Именно с этой позиции технологию оценивает Виктор Саевич, главный редактор журнала «Новая экономика», экономист и политолог:
– Экономическое развитие всегда начиналось с новых технологий. Португалия получила преимущество за счет кораблестроения, Англия – благодаря паровым машинам. Сейчас перед многими странами стоит похожий вызов: как развивать территории, не тратя миллиарды на дороги, мосты и тоннели? В таких условиях струнный транспорт может стать эффективной альтернативой – особенно там, где традиционное строительство слишком дорого или невозможно: в горах, на вечной мерзлоте, в удаленных районах.

Струнный транспорт может стать эффективной альтернативой – особенно там, где традиционное строительство слишком дорого или невозможно
– В основе uST – понятная экономика, – уверен Виктор Валентинович. – Строительство и эксплуатация дешевле. Грузопоток может быть постоянным. А главное – инфраструктура не требует колоссальных земляных работ. Это дает быструю окупаемость. Как только появятся первые маршруты с хорошей логистикой, эффект станет очевиден и для частного сектора, и для государства.
Эксперт подчеркивает, что система может внедряться модульно, не разрушая существующую инфраструктуру:
– Как в свое время трамвай вытеснял конку – медленно, но системно. Так и здесь: ключевые маршруты, затем развитие сети, затем вытеснение морально устаревших систем. Не через революцию, а через эволюцию.
Илья Зотов: «Мнение пассажиров – на первом месте»
Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации Илья Зотов оценивает uST с позиции пассажира:
– Людям важны три вещи: скорость, комфорт и предсказуемость маршрута. Все остальное вторично. Если система справляется с этим, не загромождает улицы и не несет больших эксплуатационных расходов, она имеет право на развитие.

Пассажирам важны: скорость, комфорт и предсказуемость маршрута
По словам эксперта, увиденное им во время ознакомления с uST соответствует этим требованиям:
– Скорость свыше 40 км/ч, климат-контроль, плавность хода, хороший городской дизайн. Трассу можно вписать в застройку аккуратно – это важно, особенно в плотной урбанистической среде.
Илья Сергеевич обращает внимание, что Минтранс России сегодня формулирует задачу – создать одну из самых эффективных транспортных систем в мире. А для этого, по его словам, «необходимо изучать все новое без предвзятости».
Технология, готовая к внедрению
Технология uST – это не футуристическая концепция, а инженерная система с четкой логикой: минимальные землеотвод, затраты и инфраструктурные риски. Как и у любой новой разработки, у нее есть свои этапы – от сертификации до интеграции в существующие логистические схемы. Но если опираться на оценку экспертов, очевидно: проект развивается последовательно и открывает перспективы для применения, особенно там, где традиционные решения недостаточно эффективны или слишком затратны.



