Ралли «Беларусь-1985» — как в Гродно 40 лет назад проходили первые в городе автомобильные соревнования
В этом году мы отметили 80-летие Великой Победы. Но наши предшественники тоже отмечали круглые даты и организовывали к таким годовщинам различные мероприятия. А знаете ли вы, что 40 лет назад в Гродно ко Дню Победы прошло первое в городе ралли? Об этом нам рассказал Николай Андрейчик, который принимал участие в тех стартах.

Круг 80 километров
Николаю Константиновичу скоро исполнится 70 лет. В 1982 году после армии и учебы он вернулся в Гродно в клуб «Азот» и стал раллийным гонщиком.
Сейчас трудно такое представить, но 40 лет назад автогонки проходили по всему Гродненскому и части соседних районов. Первый круг был 80 километров, а второй — более двухсот по дорогам общего пользования, которые временно перекрывали для ралли. Сотрудники ГАИ перекрывали несколько улиц, но это не сказывалось на дорожной обстановке, ведь машин было немного.
— В советские времена гонки были очень популярны в разных странах Союза. Ралли собирали огромное количество зрителей.
Гонялись до самого утра
Гонщики стартовали на площади Ленина. Экипаж состоял из двух человек. Николай Андрейчик выступал с Чеславом Рапейко под цифрой 27 и был штурманом. Всего в этом чемпионате БССР по автомобильным ралли приняли участие около 30 экипажей:
— Нам выдавали дорожную книгу, в которой был зашифрован маршрут. По ней мы проходили участки трассы, на каждом замеряли контрольное время. Например, на старте на площади мы «крутили» восьмерку и объезжали фишки.
Из центра города спортсмены ехали в сторону «Азота».
— За 40 лет это место сильно изменилось. Я помню, не было ни заводоуправления, ни пожарной части, ни заправки. За конечной остановкой мы проезжали в сторону Путришек.
Дальше гонщики ехали в Вертелишки, оттуда — на Таболу, Пыру, Озеры и назад в Гродно. Второй круг начинался вечером, экипажи отправлялись с разницей в две минуты. Завершались гонки ранним утром.
Проехали по трассе 40 лет спустя
Николай Константинович вместе с внуком Александром и его другом Кириллом в честь 80-летия Победы и юбилейного года проведения ралли решили проехать один круг трассы. У Николая Константиновича сохранилась та самая дорожная книга, поэтому внук попробовал себя в роли штурмана. Финишировали в сквере воинов-афганцев:
— Мы останавливались у каждого памятника, возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания, — рассказывает Николай Андрейчик. — Мой дядя по линии матери ушел с отступающими войсками в 17 лет в июне 1941 года и вернулся живым осенью 1945 после войны с Японией. Дядя по линии отца в 1944 был призван в армию после освобождения Беларуси и пропал без вести под Кенигсбергом. Дедушка жены не вернулся с войны.
Гродненец также вспоминает своих друзей-автогонщиков, которых нет в живых. Ушли из жизни Сергей Комаров, Чеслав Рапейко и Александр Кодатенко.
В тему
В Гродно проводили немало автомобильных соревнований. В 1989 году кольцевая городская гонка проходила от Советской площади по Мостовой, дальше гонщики ехали к пивзаводу, выезжали на набережную, двигались к Старому замку и возвращались на площадь.
Еще одна гонка называлась «Августовский канал», ее проводили для любителей. Экипажи должны добраться с одного пункта до другого за определенное время. В районе деревни Головничи даже устанавливали радар, чтобы водители не превышали скорость.
— Такие старты включали в себя не только гонки. На некоторых спецучастках водители выполняли фигуры на площадке ГАИ на время, а также стреляли из пневматической винтовки, — рассказывает Николай Андрейчик.