Подделывают голосовые сообщения от родственников и действуют от имени правоохранительных органов — новые схемы мошенников

Центр кибербезопасности Беларусбанка провел анализ существующих мошеннических схем. Они становятся все более сложными, новые «легенды» оказываются более убедительными, а современные технологии все чаще используются для обмана граждан.

Носит иллюстративный характер. Фото: tomorrowbits.com

Лицом к лицу

Еще совсем недавно преступники, представляясь «сотрудниками» банка, милиции, Национального банка, прокуратуры и других правоохранительных ведомств, в ходе общения с целью войти в доверие предлагали выслать якобы их подтверждающие документы.

Теперь мошенники чаще проявляют новый подход для вхождения в доверие к потенциальной жертве: в какой-то момент они предлагают перейти на общение в мессенджер по видеосвязи. Включив видеосвязь, перед собой можно увидеть мужчину, внешне схожего с сотрудником милиции.

Искусственный интеллект

Некоторые мошеннические схемы также получили новую жизнь благодаря искусственному интеллекту. Растёт количество случаев мошенничества с использованием технологии deepfake.

Deepfake –  это созданные искусственным интеллектом голосовые сообщения и видеозвонки от якобы коллег, друзей и родственников. Как правило, в них просят срочно перевести деньги на указанные банковскую карту, счёт или номер телефона.

Знаменитости

Также в YouTube и соцсетях распространяются поддельные фото, интервью, реклама, видеоролик якобы с участием видных белорусских и зарубежных общественных и политических деятелей, знаменитостей, известных журналистов и актеров.

Инвестиции

Для усыпления бдительности потерпевших мошенники также часто действуют от имени крупных белорусских или российских компаний либо от имени банков. С жертвами связываются «специалисты» и рассказывают, как нужно инвестировать средства.

Они подсказывают, как перечислить деньги на нужный счет и открыть «брокерский счет» или «личный кабинет на торговой площадке». Для этого зачастую необходимо установить приложение или зарегистрироваться на сайте — на нем жертва видит интерфейс с имитацией роста доходов от сделанных вложений.

Мошеннические приложения

К сожалению, не исключены ситуации, когда мошеннические приложения размещаются в официальных магазинах приложений.

Рекомендации от Беларусбанка

При видеозвонке обращайте внимание на следующие детали:

— нечеткое или смазанное изображение лица;

— отсутствие мимики при разговоре;

— неестественная мимика лица.

Чаще всего заменяется в дипфейках только лицо, поэтому можно заметить границы наложенного изображения. Также можно попросить человека сделать глоток из чашки, поправить волосы, снять очки или просто провести рукой перед лицом. Обычно в такой ситуации образ, созданный с помощью дипфейк, начинает давать сбои.

Распознать дипфейк во время аудиозвонка сложнее.

Сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не звонят через мессенджеры с использованием видеосвязи.

Прежде чем начать общение с человеком удаленно убедитесь, что он действительно тот, за кого себя выдает, например, самому перезвонив ему по телефону.

Инвестируйте только с помощью понятных инструментов. Не переходите по незнакомым ссылкам, не вводите там личные данные и реквизиты банковских карт.

С осторожностью относитесь к звонкам от незнакомых людей со слишком заманчивыми предложениями и прекращайте разговор, как только появились сомнения.