Дом, где жила советская элита — репортаж с Дзержинского в Гродно
К нам в редакцию обратилась жительница дома №12 на улице Дзержинского. Вера Ивановна Ваева рассказала, что часто читает в газете материалы, посвященные тому или иному району города. На этот раз она пригласила нас к себе, чтобы познакомить с соседкой Еленой Каховской — дочерью белорусской партизанки. Мы побывали на Дзержинского, чтобы узнать, как там живут люди и о чем они мечтают.

В стены попал осколок снаряда
Этот трехэтажный дом стоит напротив центра занятости и выделяется красивым свежим фасадом из кирпича. Его построили в 1930 году. Жители рассказывают, что во время войны в овраге рядом разорвался снаряд, и осколки попали в стены дома. Историки называют это здание домом Грибоедова, потому что в середине 1950-ых годов здесь жил председатель гродненского горисполкома Николай Грибоедов.
— Вы знаете, в нашем доме жила гродненская элита. Это и прокурор Алексеев, и главврач спецполиклиники Золотарская, — говорят люди. — А в соседнем деревянном доме жил актер драматического театра Николай Вагнер. Он учился в Москве на одном курсе с телебабушками Вероникой Маврикиевной и Авдотьей Никитичной (советский юмористический дуэт Владимирова и Тонкова).
Вышла замуж, чтобы парня не вывезли в Германию
В этом доме всю жизнь живет Елена Петровна Каховская. Она рассказала судьбу своих родителей. Ее мама Бронислава Каховская родилась в Гомельской области в 1918 году. После школы женщина училась в педагогическом колледже и работала учительницей.
— Когда началась война, мама попала в подпольную комсомольскую организацию, которая действовала в районе Рогачева. Вдруг немцы начали отправлять в Германию неженатых женщин и мужчин. Чтобы этого не произошло, мама пошла в лагерь для военнопленных, познакомилась с мужчиной по имени Иван Порываев и сказала, что это ее жених. Парня отпустили, пара расписалась.
В 1943 году в Гомельскую область проник десантник с посланием из Москвы. Следовало организовать 255-ый партизанский отряд, куда и вошли молодые люди. Бронислава была связной и работала учительницей в школе.
— Однажды маму задержали фашисты и поставили перед виселицей. Но местные сказали, что это учительница. И немцы ее отпустили, — вспоминает гродненка. — Мама ушла в лес к мужу.
Партизаны получили задание узнать информацию о немецком аэродроме. Бронислава с подругой пошли собирать грибы и выяснили, что аэродром является ложным. После этого самолеты перестали его бомбить и отправлялись на другие задания.
Когда партизанский отряд соединился с Красной Армией, Иван Порываев и Бронислава Каховская расстались. Дело в том, что у Ивана в Могилеве были жена и двое детей. На войне брак они заключили, чтобы мужчину не отправили в Германию.
После войны Брониславу Каховскую отправили в Белосток работать учительницей, но пока она ехала, Белосток отдали Польше. Так женщина осталась в Гродно, сначала работала в детском доме, потом в библиотеке.
Ее дочь, Елена Каховская всю жизнь работала учителем музыки в детских сада №25 и №47. Женщина была замужем за Александром Вехтевым, он много лет работал в областной больнице и был одним из первых специалистов в городе по УЗИ. Мужчины не стало около восьми лет назад.
Дочери партизан нужна помощь
Несколько лет назад в доме был капремонт: здесь обновили стены, починили крышу, заменили окна на лестничной клетке. Но в некоторых квартирах увидели плесень и подтеки на стенах.
Вера Ивановна попросила нас помочь соседке Елене Петровне с ремонтом:
— Мне душа болит за Петровну! Она тихая и спокойная женщина, которая никогда не попросит помощи. Но мы понимаем, что она живет одна, помочь ей некому. Можете через газету привлечь внимание людей? Может, найдется спонсор, и кто-то откликнется на просьбу?
В тему
Если кто-то хочет помочь Елене Каховской с ремонтом, обращайтесь в редакцию «Вечернего Гродно», мы передадим вам контакты женщины.
Фото Натальи ЦИУНЕЛЬ