Струнный транспорт: правда и вымысел
В Беларуси не прекращается обсуждение струнного транспорта, который не так давно упомянул на совещании по вопросам развития транспортной инфраструктуры Глава государства.
В ряде публикаций одни авторы утверждают, что идея технически несостоятельна, другие, наоборот, поддерживают внедрение. Мы решили выяснить, где правда, а где вымысел и что на самом деле представляет собой струнный транспорт.
Что такое струнный транспорт?
Если посмотреть описание на сайте компании UST Inc. (ЗАО «Струнные технологии»), то струнный транспорт – это сочетание эстакады (трассы), подвижного состава – рельсовых беспилотников (юнимобилей), автоматизированной системы управления (АСУ) и инфраструктурных объектов (станции, депо, терминалы, диспетчерские и т. д.). А все вместе называется транспортно-инфраструктурным комплексом uST.
Юнибус U4-210 и Юникар U4-430 в ЭкоТехноПарке (Марьина Горка, Беларусь)
С виду струнный транспорт может показаться похожим на канатную дорогу, но это две абсолютно разные конструкции. В канатной дороге кабинки тянет длинный стальной канат, который имеет свойство изнашиваться и рваться. В основе технологии uST лежит струнный рельс – одно из ноу-хау компании. Это пучок предварительно натянутых стальных канатов, которые потом заключаются в стальную балку и заливаются специальным составом. Поверх устанавливается головка рельса, по которой, собственно, и движется юнимобиль.
В юнимобиле нет машиниста – движение контролирует автоматизированная система управления. Она следит за всем, что происходит на трассе, и подстраивает интервалы движения под пассажиропоток.
Энергию юнимобиль берет либо от собственной батареи, либо от контактного рельса. Здесь все зависит от требований заказчика.
Скорость юнимобилей, обещанная производителем, доходит до 150 км/ч. Цифра красивая, но кажется избыточной. Чтобы с комфортом добраться, например, из Дзержинска в Минск, хватит и 100 км/ч, а на городских маршрутах нет смысла разгоняться выше 80 км/ч. Такая скорость уже была продемонстрирована на испытательном полигоне.
Если смотреть на конструкцию эстакады, в глаза бросаются тонкие опоры и длинные пролеты. То есть можно спокойно проложить такую штуку над полем – земли под фундамент потребуется немного.
Струнный транспорт опасен?
Действительно, такие мысли были, причем высказывали их люди, близкие к науке. Например, сразу несколько изданий ссылаются на мнение российского профессора Владимира Зылева, который рассказывает про страшные последствия использования струнного транспорта для пассажиров.
Юнимобиль Юнивинд U4-651 в ЭкоТехноПарке (Марьина Горка, Беларусь)
По утверждению Зылева, он провел компьютерное моделирование струнного транспорта и сделал вывод, что стандартный вагончик уже после первого пролета взмоет в небо и пролетит над струной около 20 м. А максимальное ускорение внутри превысит 9G, что смертельно для человека. Чтобы понять, насколько это далекие от реальности выводы, достаточно посетить экопарк в Марьиной Горке, где возит экскурсии первый коммерческий струнный комплекс «Юнилайт».
Еще один эксперт, дающий оценку технологии UST Inc., – замминистра транспорта правительства Московской области, завкафедрой автомобильных перевозок МАДИ Норайр Блудян. По словам чиновника, с технической точки зрения струнный транспорт – абсолютно нереализуемый проект.
Конечно, сложно не верить столь высокопоставленному лицу, но как же быть с тем фактом, что у компании есть два испытательных центра – в Беларуси и ОАЭ? В каждом – несколько тестовых трасс и самих юнимобилей, которые по ним ездят.
Шейх эмирата Шарджа и Генеральный конструктор UST Inc. внутри юнимобиля.
Например, в Шардже тестовая трасса комплекса «Карат» проходит через действующую автомобильную дорогу. По этой трассе на юнимобиле проехали не только испытатели, но и высокопоставленные гости, в том числе шейх эмирата Шарджа. В упомянутом комплексе инженеры компании решили две важные задачи: подачу питания на головку рельса и старт юнимобиля с наземной станции. Получилось, что технически нереализуемый, по словам чиновника, проект – реализован.
Передовая технология или финансовая пирамида?
Финансирование в компанию UST Inc. приходит от ее учредителя, компании GTI, зарегистрированной на Британских Виргинских Островах. Аккумулируются средства за счет массового инвестирования – распространенного способа привлечения финансов во многих странах, например в США. Однако некоторыми краудинвестинг до сих пор воспринимается с недоверием. Не везде есть соответствующее законодательство.
Министр дорожного транспорта и автомобильных дорог Индии Шри Нитин Гадкари во время заезда в юнимобиле.
Сбором и привлечением средств занимается не UST Inc. и даже не ее учредитель GTI, а специальные платформы-партнеры, которые специализируются на поддержке проектов, связанных с зелеными технологиями. Зачастую журналисты объединяют такие платформы и инжиниринговую компанию в одно целое, что неправильно, а в некоторых случаях даже играет против компании, которая занимается разработкой передового продукта и ведет переговоры с властью и бизнесом.
Другая причина подачи части материалов о компании в негативном ключе – отсутствие фактчекинга. Например, широко распространяется информация о том, что UST Inc. отказали в регистрации в Национальной академии наук в качестве научной организации. Однако простая проверка по открытым источникам показывает, что 20 апреля 2022 года компания UST Inc. получила статус научной организации, пройдя аккредитацию в Национальной академии наук Беларуси и в Государственном комитете по науке и технологиям. Соответствующий сертификат можно легко найти в Сети. К слову, Unitsky String Technologies Inc. стала восьмой частной компанией в Беларуси, которая имеет такой статус.
Пока мы упомянули только об отрицательных отзывах. Но не сказали ни слова о нейтральных и положительных. А их немало. Это в том числе экспертизы, одни из которых проводились по желанию потенциальных заказчиков, другие – самой компанией.
Например, в 2018 году Московский государственный университет путей сообщения (сейчас это Российский университет транспорта) провел экспертизу технологии uST, подтвердив эффективность ее промышленного применения.
В частности, в заключении университета значилось: «…струнный транспорт может быть рекомендован для использования в различных регионах с учетом природно-климатических условий и его назначения для выполнения различных задач после предварительного проведения полномасштабных опытных испытаний разработки. На основании результатов этих испытаний выданы Специальные технические условия (СТУ) для дальнейшей сертификации и разработки нормативно-правовой базы по использованию струнного транспорта Юницкого».
Юнимобили на испытаниях в ЭкоТехноПарке (Марьина Горка, Беларусь)
Мнение Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси в отношении струнного транспорта было следующее: «В целом специалисты НАН Беларуси полагают, что только опытные испытания, проведенные в полигонных условиях, с участием аккредитованных в данной области испытательных центров смогут подтвердить жизнеспособность и экономическую эффективность струнных технологий и наметить пути преодоления возникающих технических проблем. В случае положительных результатов этих испытаний ученые НАН Беларуси могли бы подключиться к их решению».
Партнер консалтинговой компании McKinsey & Company Стефани Хааг отметила, что «транспортные капсулы, которые движутся над землей, – часто называемые небесными капсулами – иногда сравнивают с монорельсовыми дорогами или канатными дорогами. Но они предлагают большую гибкость». «В канатной дороге у вас есть одна кабина, и она всегда движется с одной и той же скоростью, – говорит Стефани. – [В небесных капсулах] вы можете использовать много разных кабин на этой конкретной инфраструктуре». Например, те, которые предназначены для коротких поездок в городских районах или на большие расстояния.
Сибирский государственный индустриальный университет (СибГИУ) провел анализ транспортно-инфраструктурных комплексов UST Inc., уделив главное внимание их материалоемкости.
По его результатам университетом было рекомендовано внедрение технологий uST в российских регионах в транспортной, аграрной и энергетической областях. По мнению проректора по научной и инновационной деятельности доктора технических наук, профессора Сергея Коновалова, это сделает экономики регионов более гибкими и устойчивыми к мировым вызовам.
Положительные заключения о струнном транспорте компании UST Inc. выдали Институт проблем транспорта имени Н. С. Соломенко РАН, Российская академия транспорта, Межрегиональная общественная организация «Крымская академия наук», Санкт-Петербургская научная общественная организация «Арктическая общественная академия наук» и СибГИУ.
Подводим итоги
Сегодня в интернете можно найти разные точки зрения касательно струнного транспорта. В погоне за сенсацией часть изданий дают непроверенную информацию и верят сомнительным экспертам, другие скрупулезно собирают факты и опрашивают специалистов, знакомых со струнными технологиями. Продолжительная разработка – более 10 лет – сказалась на том, что проект оброс слухами, и непосвященному читателю сложно разобраться, что правда, а что вымысел.