Феномен брестского «Динамо»: как не самый успешный клуб бьёт рекорды посещаемости
В Высшей футбольной лиге Беларуси играет 16 команд. Средняя посещаемость по чемпионату-2024 составила 2095 человек на игру, при этом средняя посещаемость «Динамо» из Бреста составляет 7327 человека на игру, что почти на 4000 выше, чем у ближайшего конкурента — гродненского «Немана». Притом что нынешнее брестское «Динамо» — откровенный середняк чемпионата Беларуси. Букмекеры, принимающие ставки на спорт, не причисляют его к претендентам на победу в новом сезоне.
Клуб основан в 1960 году и за это время сумел лишь трижды выиграть Кубок страны и единожды — чемпионат. Для сравнения, БАТЭ из Борисова выигрывал чемпионат 15 раз, а минское «Динамо» — 9. Но по работе с аудиторией и привлечению болельщиков брестчане — образец для любой белорусской команды. Давайте разберём феномен клуба из города над Бугом.
Работа над брендом
Отличительная черта «Динамо» из Бреста — хорошо поставленная работа маркетингового отдела. В 2016 году в команду пришёл новый инвестор — Александр Зайцев. Белорусский предприниматель ежегодно вкладывал в команду около 10 млн $ — большие по местным меркам деньги. За три года произошло много знаковых событий:
● основана киберспортивная команда;
● на должность почётного председателя правления даже приглашали Диего Марадону, который приезжал в Брест и посетил один из матчей;
● расширена линейка атрибутики «Динамо», открыт новый фан-шоп;
● В разное время за клуб играли известные по белорусским меркам игроки: Павел Нехайчик, Сергей Кисляк, Артем Милевский и многие другие;
● рэпер Серёга написал и исполнил 2 хита для команды, один из которых считается неофициальным гимном.
Полностью изменился подход к организации домашних и самых важных выездных встреч. Перед каждым домашним матчем в городе организуется проход барабанщиков, а для выезда фанатов на финалы Кубка 2017 и 2018 годов выделялись бесплатные автобусы.
После победы в Высшей лиге 2019 года Зайцев оставил брестское «Динамо», полностью прекратив инвестиции и сосредоточившись на второй брестской команде «Рух». Почему так произошло — до сих пор непонятно. Кто-то считает, что бизнесмен захотел развить с нуля второй спортивный бренд, кто-то уверен, что причиной ухода стал конфликт с Белорусской федерацией футбола.
Последствия для клуба были серьёзными — ушёл руководящий состав и ведущие игроки. Но бренд «Динамо» к тому времени уже набрал вес, и фанаты не отвернулись от команды в сложный период.
Фан-зона
У «Динамо» одна из лучших фан-зон в стране. Болельщиков начинают запускать на стадион за полтора часа до матча, и им доступны разнообразные развлечения: выступления кавер-бэндов, фудкорт, аниматоры, автограф-сессии действующих игроков, детские игры и многое другое. Клуб позиционирует домашние матчи как вариант семейного досуга, где для каждой возрастной категории есть свои развлечения.
Удачное географическое положение
«Динамо» — единственная команда Брестской области, которая играет в Высшей лиге. Поэтому на матчи ходят не только местные жители, но и гости из области. Для сравнения, Гродненскую, Гомельскую и Витебскую область представляют по 2 команды, а Минск и Минскую область представляет сразу 8 клубов.