Степень опьянения определяли на глаз — история советских мотоциклов в Гродно. Часть 2

Первые мопеды и мотоциклы в Гродно появились почти 100 лет назад. Выпускали их на фабрике велосипедов Niemen Старовольских. А в этом материале историк Александр СЕВЕНКО рассказывает, на каких мотоциклах ездили в советское время.

По Гродно — с ветерком. История советских мотоциклов и мопедов. Часть 1

Мотоциклисты ездили, как хотели

В 1940-е — 1950-е годы правила дорожного движения в Гродненском регионе определялись местной властью. Мотоциклисты тогда ездили, как хотели: в шапках-ушанках, в танковых шлемах или вообще без головных уборов, выезжали в рейс не только летом, но и зимой, случалось, что и в нетрезвом виде. Ограничения скорости тогда еще не существовало. Аварийность была высокой.

Общереспубликанские правила движения в БССР появились в 1959 году, а единые для всего Советского Союза «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» были приняты только в 1961 году. Полномочия лишать водителей прав за пьяную езду и запрещать управление ТС тем, у кого не было при себе прав, ГАИ получила лишь в 1956 году. Степень опьянения тогда определяли на глаз, нормой считалось сесть за руль, если выпил не более двух бокалов пива. Ездить на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов было запрещено только в 1967 году.

Прятался в люльке от гаишников

Численность сотрудников ГАИ в советское время была небольшой, поэтому правила и ограничения нередко нарушались. Помню, в начале 1970-х годов мой отец водил мотороллер «Турист». Мать садилась позади отца, а меня в возрасте от года сажали посередине, причем без шлема. Когда отец сменил мотороллер на мотоцикл «Иж Юпитер-3» с коляской, нас — сыновей, уже было двое. Как водится, и в коляске мотоцикла мы также сидели вдвоем, а разрешено было перевозить там только одного пассажира. Когда наша семья проезжала по дороге мимо сотрудника ГАИ, один из нас прятался на дно люльки. Признаюсь, будучи подростком, каждое лето в деревне катался на отцовском мотоцикле, еще не имея прав. Подобные нарушения зачастую приводили к печальным последствиям. Так, в 1990 году на дорогах СССР в ДТП погибло 63 тысячи человек, в том числе более пяти тысяч детей и подростков, 400 тысяч получили травмы.

Как сдавали экзамены

К экзамену мотоциклисты допускались с 16 лет. В 1940–1960-е годы ПДД сдавали устно, отвечая на вопросы экзаменатора, затем перешли к практике письменного экзамена, и лишь в конце 1980-х — в начале 1990-х годов этот процесс начали автоматизировать. В 1990-е годы экзамен стали сдавать на компьютерах.

Вождение в 1980-е годы курсанты осваивали на территории 64-го училища строителей на улице Суворова — здесь имелся гараж для мотоциклов марки «Минск» и учебная площадка. Сдавали экзамен на площадке возле здания ГАИ на улице Белуша. Причем не только летом, но и зимой. Тогда площадку расчищали ото льда и густо посыпали солью. Чтобы получить заветную корочку, помнится, нужно было проехать прямо, затем змейкой, обогнув несколько препятствий, потом сделать «восьмерку», развернуться и вернуться к началу маршрута. Не сдавших в нашей группе не было.

Обучали мотоциклистов в Гродненской школе ДОСААФ. Общество также организовывало популярные у горожан соревнования по мотокроссу. Первые проходили в районе Собачьей Горки, позже — в районе Нового моста и возле Кургана Славы.

В 1960–1970-е годы в Гродно мотоциклисты-циркачи, в том числе и девушка, устраивали представление: ездили по стене огромной деревянной бочки. Зрители находились внутри и с интересом наблюдали за происходящим. В разные годы такой аттракцион работал на Советской площади и возле Скидельского рынка, в районе нынешнего автовокзала.

Сыроежкин ездил на «Верховине»

В советское время, помимо мотоциклов, большой популярностью пользовались мопеды. Цены на них были ниже, и, что самое главное, ездить можно было без прав и даже подросткам.

Герой культового сериала «Приключения Электроника», вышедшего на советские телеэкраны в 1979 году, Сергей Сыроежкин катался по городу на мопеде «Верховина-4» начала 1970-х годов. Он потреблял не более 2,2 литра бензина на 100 километров и стоил около 183 рублей. Столько же просили тогда и за популярный мопед «Рига-12».

В СССР сеть СТО не была развита. Дефицитные запчасти доставали кто где сумел, особенно в первые послевоенные десятилетия.

В 1960-е годы мотоциклы госорганизаций ремонтировали на заводе в Зельве. Туда нередко ездили мотолюбители, чтобы раздобыть необходимые запчасти. У работников завода за определенную сумму «из-под полы» можно было приобрести даже комплект сцепления.