Купил фамилию и титул, играл в карты с королем Франции и сколотил огромное состояние — судьба графа-авантюриста Валицкого
За 230 лет старинный дворец на берегу речки Юрисдики в Гродно сменил много хозяев. Но самым запоминающимся из них был удивительный человек с необычной судьбой — граф Михаил Валицкий, пишет краевед Светлана Нестеренко.
Красивое трехэтажное здание, построенное в стиле раннего классицизма с двумя флигелями, расположено на улице Митрополита Филарета. Сейчас здесь находится архиерейское подворье. Дворец был возведен в 1776–1793 годах для вице-администратора на месте старинных деревянных царских конюшен. Архитектор — И. Мезер, разработчик проекта — Д. Сакко. С 1797 по 1833 годы дворец принадлежал известному авантюристу, ученому и филантропу Михаилу Валицкому.
Обыгрывал самых искусных шулеров
Родился он в 1746 году в Новогрудке в семье обедневшего шляхтича Мицкевича. Поскольку у отца не было денег на воспитание и образование сына, того отдали богатому родственнику в Могилев. Там Михаил учился в иезуитском коллегиуме и стал одним из лучших выпускников. После учебы был секретарем в Минском суде, но эта работа ему показалась скучной.
Когда юноше исполнилось 18 лет, дядя дал ему лошадь, слугу, 100 червонцев и сказал: «Отправляйся в любую сторону, лови свою удачу».
Сначала Михаил поехал в Варшаву. Там он научился отлично играть в карты и в бильярд. Проигрывал он редко, поэтому какие-то деньги у него были всегда. Говорят, в то время в Варшаве были самые искусные шулера, и Михаил в совершенстве постиг это мастерство. Настолько, что никто никогда не уличил его в шулерстве и никто из шулеров никогда не смог его обыграть.
После он переезжает во Львов, где в одном из бильярдных залов знакомится с князем Ф. Сапегой. Князь был настолько очарован обаятельным, образованным юношей с приятными манерами, что, узнав, что тот дворянского происхождения, пригласил его к себе в гости в Вену и не расставался с ним несколько лет. В Вене Михаил был введен князем в высший свет.
Там молодой человек с легкостью очаровывал прекрасных дам своими манерами и веселыми рассказами, а мужчин — своими глубокими знаниями в разных науках и умением играть в карты.
Знакомство с королевской семьей
Однажды, когда Михаил играл в карты в клубе, туда зашел странный незнакомец демонического вида и предложил сыграть ва-банк на одну карту, правда, в долг. Все отказались, а Михаил согласился и выиграл. Незнакомец пригласил его к себе домой за выигрышем. Тогда и выяснилось, что проигравший — это венгерский князь Миклош Эстергази, очень богатый и знаменитый авантюрист. Князь понял, что у его нового знакомого такой же характер, как и у него, и предложил ехать в Париж за приключениями.
В Париже Эстергази ввел его в высший свет, представляя как своего друга, польского дворянина, претендента на королевский трон. Михаила познакомили с графиней де Полиньяк, фрейлиной и лучшей подругой королевы Марии-Антуанетты, которая влюбилась в него и добилась того, что Михаил был принят при дворе, удостоившись чести играть в карты с королем и королевой. Он настолько вошел в доверие королевы, что, говорят, выполнял для нее некоторые личные поручения. (Напомню, что это были времена Людовика XVI и мушкетеров!)
В Париже Михаил познакомился с Кшиштофом Веселовским — археологом, нумизматом и знатоком древностей — и стал брать у него уроки по разным наукам. В том числе Веселовский научил Михаила разбираться в драгоценных камнях, что впоследствии стало главной страстью и источником больших доходов будущего графа.
Купил фамилию и титул
В одной из поездок домой Михаил купил у местного дворянина право носить фамилию Валицкий. Его усыновили и официально вписали в книгу дворянских родов. Также он купил (или выиграл в карты) номинальную должность и титул подстолия коронного. В одной из поездок по Италии Валицкий купил себе титул графа, который впоследствии утвердил король Станислав Понятовский.
В Париже он держал большой и роскошный дом, бывать в котором считала за честь вся знать.
«Мало того, что он был графом и миллионщиком, он находился в самых приятельских отношениях со значительнейшими фамилиями в Италии, Франции, Англии и Германии, и его хорошо принимали при многих дворах, — писал в своих воспоминаниях Фаддей Булгарин. — Речь, тон, манеры, образ жизни, все обнаруживало в Валицком человека, привыкшего к высшему обществу, а жил он, как настоящий герцог времен Людовика XIV. Все терялись в догадках насчет приобретения Валицким богатства, и все старались приобрести его дружбу или благосклонность, потому что обеды его были знамениты во всей Европе, щедрость изумительная, обхождение самое приятное, вкус во всем изящный, красноречие увлекательное и нрав самый веселый и уживчивый».
Строил дворцы и фабрики
Начавшаяся французская революция сильно увеличила состояние этого игрока и авантюриста. Оставляя Париж, он приобрел множество ценных вещей и произведений искусства, которые тогда продавались в больших количествах и очень дешево. Валицкий купил дворец в Варшаве, потом, наконец, вернулся в родные края. Судьба забросила его в Гродненскую губернию. Здесь он покупает дворец вице-губернатора и огромное имение на берегу озера Белое с несколькими селами и фольварками. Строит там «соломенный дворец» — деревянный дом в лесу, — наполняет его различными произведениями искусства. В деревне Озеры возводит фетровую и бумажную фабрики.
Его гродненский дворец очень быстро стал местом притяжения всей окрестной знати. Приходили на его роскошные обеды, балы, да и просто посмотреть на его коллекции диковинок, произведений искусства, фарфора и драгоценных камней. Двери дворца не закрывались ни днем, ни ночью. Постоянно шла игра в карты и в бильярд, причем ставки всегда были очень высокими.
Рассказывали, что Валицкий никогда не огорчался проигрышу, а выигрыши часто отдавал на благотворительность. Через некоторое время он купил дом в Вильно и стал жить на два дома. В Вильно он подружился с ректором университета и жертвовал учебному заведению крупные суммы (всего около двух миллионов!). Придумал также стипендию для молодых людей с фамилией Мицкевич и Валицкий. Он не только оплачивал их учебу, но и снял дом для их проживания и оплачивал прислугу. Один из этих студентов впоследствии станет его наследником.
Дом был похож на музей
В 1804 году Валицкий переезжает в Петербург. Покупает дом на Малой Морской улице, обставляет его с изысканной роскошью. И снова вся знать считает за честь побывать у него. Живя в столице, Валицкий намного увеличил свое состояние, торгуя драгоценными камнями. В то время считалось неприличным дворянину заниматься торговлей, поэтому он делал это тайно при помощи доверенных ювелиров. Когда вернулся из кругосветного путешествия Крузенштерн, Валицкий купил много из привезенных им диковинных китайских и японских ваз и фарфора, а также шелковые обои для нескольких комнат своего дома. Его жилье было похоже на музей: в шкафах стояли произведения искусства, коллекция табакерок французских королей, коллекция редких драгоценных камней, среди которых был сапфир, меняющий цвет после захода солнца. Именно этот камень стал «героем» романа французской писательницы де Жанлис «Великолепный сапфир, или талисман счастья».
Последние годы своей жизни он провел в Вильно, там умер, прожив 82 года. Похоронен на Бернардинском кладбище. Огромное состояние свое, не имея собственных детей и жены, он завещал родственникам по линии Мицкевичей и Валицких, а также университету.
Вузу также досталась уникальная коллекция драгоценных камней, которая впоследствии оказалась в Киевском университете, а потом — в Эрмитаже. Дворец в Гродно и имение в Озерах перешли Леопольду Валицкому, который за участие в восстании был сослан в Сибирь и лишился имения. А дворец он успел продать раньше.
Справка «ВГ»
Первое время в здании на современной улице Митрополита Филарета размещалась канцелярия вице-администратора и посольство. Поначалу планировка была коридорной, а внутренняя отделка — скромной. Позже дворец король Станислав Август Понятовский передал подказначею А. Дзяконскому.
В 1797 году здание покупает Михаил Валицкий. Накануне войны 1812 года здесь квартировался Датский казачий корпус атамана Матвея Платова. Некоторое время во дворце жил начальник корпуса гусаров Ф. Винценгероде. Летом того же года здесь располагался штаб французской армии.
В 1827 году Валицкий, проживавший в Вильно, сдал дворец в аренду городской администрации. В здании размещались губернское управление, прокуратура, типография, губернская чертежная, губернская палата, управление и нижний земский суд.
В 1833 году по завещанию М. Валицкого собственником дворца стал виленский помещик коллежский секретарь Леопольд Иванович Валицкий, который сдал здание в аренду на 12 лет помещику Ю. Хлявинскому. С 1841 по 1848 год здание арендовала палата государственной собственности. В 1849 году Л. Валицкий продал дворец Православному ведомству. Здесь размещались духовная консистория, жилье для священников и архиерейская резиденция.
Была построена домовая церковь, здание частично перестроено. До сих пор под штукатуркой остаются скрытыми фрески-иконы, украшавшие помещения. В архиерейском доме жили и учились молодые псалмопевцы, были основаны Софийское братство и церковно-археологическая комиссия, позже — музей и научный центр. В 1901 году здесь работала «Мастерская иконописи И. Е. Постникова, Струпинского и К».
После 1919 года в здании располагались Белорусская военная комендатура, белорусская гимназия, Гродненский гвозде-проволочный завод «Кресы», первый городской дом пионеров, специальная ремесленная школа. С 1952 года во дворце и в одном из флигелей располагался Гродненский медицинский институт. В конце 1950-х здания капитально отремонтировали. В 2009–2010 годах комплекс вернули Церкви, была проведена масштабная реставрация.
Оба флигеля построены в 1783–1793 годах по проекту Д. Сакко. В южном флигеле в начале XIX века располагалась часть губернского архива, в 1875 году — домовая церковь Св. Иоанна Крестителя, в межвоенный период — продуктовый магазин, контора православной духовной консистории, после войны — лагерь специальной ремесленной подготовки, общежитие, с 1970 года — база «Белбакалея». Сейчас там жилье и некоторые службы архиерейского дома.
В северном флигеле в 1798–1858 годах был «каретный дом» и, вероятно, жилье для прислуги, в начале 20 века — Яковюковские казармы, резиденция Русского благотворительного общества, в 1980-е — гаражи погранотряда. До 1999 года в этой части оставалась лаборатория экологического контроля. Флигель разобрали летом 2007 года. На его месте в 2009 году построили домовую церковь Николая Угодника.