Жизнь длиной в Сутки — как живут на хуторе с необычным названием, которого нет на карте
На территории Беларуси есть места, где еще несколько десятилетий назад бурлила жизнь. В деревнях жили люди, которые держали хозяйство, воспитывали детей и внуков, а потом состарились и ушли в вечность. Одни хаты зарастают травой и дикими сливами, другим повезло больше: дети и внуки приезжают сюда в теплое время года, досматривают дома, ухаживают за подворьями и хранят историю своей семьи.
На этот раз мы побывали на хуторе Сутки в Дятловском районе. Этого населенного пункта уже нет на современных картах, но и здесь живут люди, которые вспомнили яркие моменты детства и жизни в деревне.
Как ездили на повозке в сельский магазин, как устраивали свадьбы при керосиновых лампах и переходили речку по кладке. Мы встретились с Натальей Прокопик, которая отдыхала здесь в детстве у дедушки и бабушки, а также с ее мамой, Валентиной Мармыш.
Полное погружение в природу
Откуда пошло такое название, сказать трудно, но оно уже было во времена Российской империи. По одной версии это название урочища. Сейчас в Сутках несколько домов. Постоянный житель один, а остальные приезжают сюда летом из Гродно и Минска, чтобы отдохнуть от города. Хутора окружает Липичанская пуща, при хорошей погоде здесь собирают хороший урожай ягод и грибов.
— Мы окружены природой, но не боимся диких зверей, а живем с ними в гармонии. В прошлом году лосиха родила за нашим домом, — подключается к разговору Валентина. — Часто здесь зайцы бегают.
— Необычное ощущение, когда вокруг никого нет. Это помогает отдохнуть и восстановить силы, — делится Наталья, отвечая на вопрос, не страшно ли им здесь одним.
Хутора нет на карте
В Сутки не попасть по навигатору, этой деревни больше полувека нет на карте, сейчас поселение считается частью соседней деревни Копти. Там 43 дома, а в Сутках адрес наших героев — Копти, улица Заречная, 44. Хотя между деревнями пару километров. Здесь нет указателей и таблички с названием. Зато есть старинный крест, тишина и умиротворение.
— Когда мы оформляли дом, нам сказали, что такого населенного пункта, как Сутки, не существует, поэтому написали деревню Копти, — объясняет Валентина Мармыш. — Любопытно, что в моем свидетельстве о рождении написана деревня Заяворка. Ее в народе называли «три хатки», она примыкала к Коптям.
Это объяснимо тем, что в советские времена власти пытались избежать существования хуторской системы, поэтому пытались присоединить хутора к деревням. Но в народе все равно закрепилось историческое название.
Братья купили землю
История хутора Сутки начиналась с того, что сто лет назад два брата Яков и Иван Мармыши из деревни Москали купили у еврея Мовши Ильяшева 4 десятины земли (сохранились даже старые документы и план участка 1907 года), чтобы отделиться от родителей.
— Уже в то время люди прокапывали каналы, чтобы осушить болото и сделать землю пригодной для сельского хозяйства, — рассказывает Валентина. — После этого в эти места начали селиться другие семьи: Мечники и Чайковские.
Валентина училась в школе в соседней Руде Яворской, которая находится в трех километрах от Суток.
— Ходили пешком. Ранней весной пробирались через лес, а зимой, когда подмерзали болота, шли напрямую и протаптывали дорожку. По пути в школу в поле растет сосна. Когда проходили мимо нашей «хвоечки», считали, что почти пришли, — смеется Валентина.
Упали с кладки в речку
После окончания школы Валентина Мармыш, как и тысячи других деревенских жителей, поехала в Гродно, а родителей навещала по выходным и в отпуске. Раньше добраться до деревни было проще, потому что ходил автобус Гродно — Дятлово через Мосты. Это сейчас сюда трудно добраться, потому что регулярных маршрутов нет, есть только маршрутки в летнее время.
— Выходили на остановке в деревне Копти и пару километров шли до Суток. Однажды переходили речку Подъяворку по кладке, мостик не выдержал столько людей и обвалился! Упали в воду, но глубина там небольшая, — смеется женщина. — А за речкой нас встречала бабушка или дядя Коля на повозке.
Свадьба при лампах
Удивительно, что электричество в Сутки провели в начале 90-х годов благодаря председателю колхоза «Победа» Ломако. До этого люди пользовались керосиновыми лампами. Даже свадьбы устраивали при свете таких ламп.
— Уже потом, в 90-х появились первые черно-белые телевизоры «Рекорд», старики смотрели бразильские сериалы, — вспоминает Валентина.
— Родственники рассказывали, что наш дед Мацей играл на гармошке, у них здесь даже группа своя была, — добавляет Наталья.
Однажды в детстве Валентина готовила на улице затирку на ужин, а когда несла горячую кастрюлю, оступилась и обожглась. На теле начались нагноения, но Валентина шла на речку и садилась против течения. Чистая вода Подъяворки вымыла ожог — вот она, целительная сила природы!
Письмо бабушке
А вы писали письма бабушкам в деревню? Другой связи ведь в те времена не было, это потом пришла эпоха телефонов, а затем мобильников. Наталья нашла письмо своей сестры, написанное в 1994 году. В том письме внучка признавалась, что соскучилась по бабушке Любе и обещала ее навестить, чтобы потом сесть на воз и ехать в гости к родственникам.
— Я испытала точно такие же чувства. Ведь самые яркие воспоминания из детства — это поездки на телеге в магазин в Руду Яворскую. Бабушка надевала красивое платье, мы покупали продукты, а потом навещали родственников. Привязывали коня и заходили в хату. Оказалось, что сестра тоже об этом тепло вспоминала, — говорит Наталья.
Семья Мармышей мечтает сохранить историю хутора.
— Наш дед все делал с такой любовью, словно рассчитывал оставить это на многие поколения вперед. Даже сарай построил из цельных бревен, он простоит еще долго, — говорит Наталья. — Мы хотим вернуть историческое название, чтобы Сутки снова вернулись на карты.
В тему
Уроженка Суток Галина Глушкевич посвятила родному хутору стихотворение
Невядома ў якім годзе,
Гэта было тады ў модзе!
Паехалі маскалі
Шукаць лепшае зямлі.
Як залезлі ў балоты,
Пагублялі гажно боты.
А як выйшлі на груды,
Аказалісь ля Руды.
Паміж Гутай і Капцямі
Землю мералі лапцямі.
А затым забілі кол,
Спадабалі гэты дол.
Выпілі яны па чарцы,
З’елі ўсе па жоўтай шкварцы,
І мо ў сур’ёз, а мо ў шутку,
Той назвалі хутар Суткі.
З той пары ў лясной глушы
Пасяліліся Мармышы.