Одним жарко, другим холодно? Когда водитель автобуса должен включать кондиционер
Большинство моделей современной техники оборудовано системами кондиционирования. Впрочем, по поводу их использования возникают споры. Когда включать кондиционер и что делать с теми, кому дует? Межрегиональная ассоциация перевозчиков собрала ответы на самые популярные вопросы.
Единого правила нет
Единого подхода к этому вопросу пока не выработано. Нет, например, требования, что все автобусы должны быть обязательно оборудованы кондиционером.
Что интересно, на случай холодов инструкции имеются: при температуре за бортом ниже +5 в салоне должна быть включена печка. И с неисправным отопителем в рейс автобусу выезжать нельзя.
А вот для лета нет температурной «отсечки», при достижении которой стоит включать охлаждение салона.
— Я чаще всего включаю кондиционер, когда на улице от +22 градусов и выше. Если погода солнечная, то салон на стоянке может очень хорошо прогреться, поэтому лучше охладить автобус до начала посадки, — рассказал МАП один из водителей международной маршрутки.
Кстати, в правилах автомобильных перевозок пассажиров говорится о том, что перевозчик должен обеспечить пассажирам комфортные условия поездки. Но само понятие комфорта не раскрывается: поэтому, видимо, вопрос включения кондиционера отводится на откуп водителя.
Ориентируемся на пассажиров
Отвечая на вопросы о включении кондиционера, перевозчики рассказывают, что стараются ориентироваться на предпочтения пассажиров.
— Есть на маршруте и современные автобусы. Над каждым креслом есть индивидуальный воздуховод. Кондиционер работает постоянно, а вот сам пассажиру решает, как ему регулировать поток воздуха. Можно сделать сильнее, можно слабее, а при желании и вовсе закрыть воздуховод, — отмечают в одной из фирм.
Чаще всего система кондиционирования в маршрутке устроена таким образом, что создать индивидуальный климат для каждого пассажира сложно.
Обычно перевозчики включают кондиционер, когда температура на улице превышает +20. Но порой возникают споры между теми, кому жарко, и теми, кому холодно или дует.
— Ориентируем водителей на то, чтобы искали компромисс. Но однажды водителя так довели противоречивыми просьбами, что через полчаса после отправления он остановился и устроил голосование. То есть буквально попросил поднять руки тех, кто за кондиционер, и тех, кто против. Пересчитал, объявил результаты: победили те, кто хотел ехать в прохладе, — рассказывает еще один участников Межрегиональной ассоциации перевозчиков.
Кстати, разъясним и нюансы по форточкам и люкам. Во-первых, при открытой форточке на жаре работа кондиционера будет неэффективной. Во-вторых, правилами пассажирских перевозок регламентируется, что пассажиры не должны создавать своими действиями неудобств другим. Так что если кому-то дует, то форточку также придется закрыть.
Можно ли пассажиру высунуться в окно, чтобы освежиться? Тоже нет! Это однозначно трактуется, как нарушение.
Поэтому кондиционер, если он есть, лучшее решение в жаркую погоду. Что делать, если водитель его не включает, несмотря на просьбы пассажиров? Можно и нужно сообщить об этом перевозчику! К сожалению, бывают такие случаи, когда водитель пренебрегает комфортом, чтобы сэкономить топливо.
Как узнать, что автобус с кондиционером
Еще раз отметим: обязательно приобретать автобус с кондиционером перевозчик не должен. Впрочем, при проведении конкурсов на право перевозок на оснащение техники обращают внимание. И автобус с кондиционером получит дополнительные баллы, поэтому чаще всего перевозчики стараются обновлять парк хорошо оснащенными машинами.
Узнать о наличии опции в автобусе просто. Например, при бронировании и покупке билетов через сайт или приложение популярных сервисов можно посмотреть, какой автобус назначен на тот или иной рейс. Чаще всего наличие кондиционера обозначено пиктограммой «снежинки». На стоимость билета, отметим, опция не влияет.
Кто позаботится о водителе?
Если о температуре в салоне для пассажиров ничего не сказано, то для водителей установлены конкретные безопасности микроклимата. Например, в кабине автобуса оптимальная температура составляет +21 — +23 градуса. Допустимое значение – до +28 градусов. Если температура поднимется выше этих показателей, то это можно трактовать как нарушение законодательства о труде.
Кстати, такой подход не случаен. Жара влияет на людей негативно и может стать одной из причин аварии. Когда температура в салоне «переваливает» за +30, то риск аварии в некоторых случаях возрастает едва ли не треть.
Так что свежесть в салоне – это больше забота не о комфорте, а о безопасности пассажиров, водителей и других участников движения.
Кондиционер опасен для здоровья?
Именно об это часто говорят противники использования такой системы. Однако, при правильном подходе это не больше чем миф.
Например, какая бы жара не стояла на улице, разница температуры снаружи и внутри салона не должна составлять более 6-8 градусов. Тогда организму будет комфортно.
А еще важно не забывать обслуживать кондиционер, например, регулярно проводить антибактериальную обработку. Это позволит избежать простуды.