Детдом, танго и учитель
Если бы в Гродно диджеям вручали звание народных, то Владимир Хомич, безусловно, получил бы это звание. Отсчет его музыкальной карьеры начался в 1978 году, кода парень учился в 8 классе. Он прошел два детдома. Сначала окончил восьмилетку в Новогрудке, а затем доучивался в Дятлово, где учился в 9 и 10 классе.
— Мы были самыми старшими, поэтому на вечерах в школе-интернате нам доверяли аппаратуру и пластинки. Еще в Новогрудке начал скупать пластинки и собрал коллекцию… танго.
— Заходишь в магазин, а там в коробках за пару копеек лежат невостребованные пластинки. Так я приобрел Эллу Фицджеральд и другую музыкальную классику, — говорит Владимир Хомич.
Большое влияние на будущего диджея оказал учитель музыки в школе-интернате Владимир Перелайко. На уроках мужчина знакомил детей с музыкой Луи Армстронга, и «Биттлз».
— Огромное счастье, если человеку повезет с учителем. Когда уходил из школы, то подарил свою коллекцию пластинок Владимиру Владимировичу в знак благодарности.
В детдоме детей называли «инкубаторскими»: у воспитанников была одинаковая одежда, поэтому с самого детства Владимир пытался избавиться от этого комплекса и быть не похожим на других. Так в молодости у него появился знаменитый образ диджея: очки с желтыми стеклами и модная футболка.
— У меня в шкафу висит больше ста маек, я на каждую дискотеку надеваю новую футболку, а сейчас постепенно раздаю их друзьям, — говорит DJ Vova.
Главный металлист и черная майка
После школы Владимир Хомич переехал в Гродно, где работал на заводе токарных патронов. Жил в районе БЛК и по вечерам проводил дискотеки в школах и общежитиях. В этом районе было много молодежи и студентов.
— В начале 80-ых в Гродно была внушительная группа металлистов, нас, «патлатых» парней было около тысячи, — смеется Вова. — Нас проверяли, сбриты ли виски, смотрели, в чем мы одеты.
Отличительной чертой металлистов были черные майки, но найти их в Гродно было непросто. Покупали любые, красили в черный цвет, а художники рисовали «принт».
Группировки и «стрелки» и футбол
На фоне музыки в Гродно враждовали две группировки. Первая «топила» за польскую музыку и называлась TLP (тэлевизийна листа пшебоюв, иначе хит–парад — прим. автора), вторые были поклонниками тяжелого рока HMR (хэви металл рок). Из Гродно мода на металл расходилась по всему Союзу. Близость границы этому способствовала.
— Это сейчас смешно звучит, что мы враждовали из-за музыки, «забивали стрелку» в парке Жилибера. Однажды нас разогнала милиция, и мы решили соревноваться в футболе, — рассказывает Владимир. — На БЛК, Пушкина у нас была хорошая команда. Я как самый ленивый стоял на воротах. На кону стоял ящик пива.
Милиция вывезла за город
В те времена услышать на дискотеке зарубежную рок-музыку было практически невозможно.
— В «Химиках» ставили три песни, а в «Юности» две. Шли в «Химики», где отрывались под Scorpions и «Круиз», — улыбается Владимир. — Однажды в «Юности» мы, патлатые, выходим в центр танцпола, прыгаем с воздушными гитарами, а тут заходят оперативники, показывают удостоверения и говорят: «Вы все арестованы! На выход!» Вышли, нас запихали в машину, вывезли за Грандичи и отпустили. Назад шли пешком. Хорошие были времена!
Владимир Хомич признается, что не пил алкоголь. Это вызывало подозрение у милиции:
— Всех отпустят, а меня, как старшего и трезвого, держат дольше, говорят, какой-то подозрительный! — смеется диджей.
В 80-ых годах Владимир создал в Гродно рок-клуб, к нам приезжали культовые коллективы: «Ария», «Коррозия металла», группы из Польши, Эстонии.
— Я до сих пор не пью: в мире до сих пор остались два непьющих диджея: я и Давид Гетта, — смеется Владимир.
Из советского только шампанское!
В начале 90-ых в Гродно появились первые клубы и рестораны. Хомич играл в «Немане» и «Туристе», потом появилась «Сова» и клуб с баней «777», где играли электронную музыку. Затем диджея пригласили в ночной клуб «Флинт».
— Это был конец 90-ых, в клубе по понедельникам собиралось по 200-300 человек. С одной стороны сидят бандиты, с другой — директора. Одни просят современную музыку, другие советскую. Я отвечаю, что из советского — только шампанское. Тут же в меня летит стакан! Однажды даже нож к горлу приставили, потому что им музыка не понравилась. Я же всегда ориентируюсь на интерес большинства. Даже на диком Западе пианиста не трогали, потом что понимали, что на следующий день играть будет некому, — смеется диджей.
Сейчас любую музыку можно скачать из интернета, а раньше за хорошей песней приходилось гоняться. Музыканты записывали музыку с радио или телевизора на микрофон и просили родных не шуметь.
Рацкевич, Ботаник и 100 баксов
Из «Флинта» Владимир Хомич ушел, потому что ему не выплачивали зарплату:
— Директор «Стоп лайна» Петр Рацкевич жил на БЛК и в моем общежитии держал прокат видеокассет. Мы с ним познакомились, он пригласил меня в клуб и все время говорил: «Вова, ты уже старый!» Существовало мнение, что диджей должен быть молодым. Я всегда отвечал, что иду своей дорогой и ничью не занимаю.
Однажды Петр Рацкевич привел Вове в ученики щуплого парнишку. Это был Александр Цивинский, а весь Гродно знает его как диджея Ботаника.
— Саша всю информацию схватывал очень быстро. Сейчас я у него учусь, — говорит Владимир. — Сразу было видно, что Саше нравится работа диджея. Многие думают, что пришел на дискотеку, включил флешку и все, публика отдыхает. На самом деле диджею важно чувствовать настроение людей и понимать, какая песня нужна прямо сейчас.
Однажды в «Стоп лайне» проводили конкурсы среди диджеев. Ребята бросили жребий и играли за занавеской, чтобы публика могла объективно выбрать лучшего. Приз 100 долларов выиграл Владимир Хомич.
— По тем временам это были огромные деньги! — признается DJ.
За годы знакомства DJ Botanik & DJ Vova провели в Гродно десятки тематических вечеринок для своих: аромадискотеки, пенные дискотеки, тусовки в стиле Чарли Чаплина и многое другое. На турбазе даже организовали трехдневный фестиваль. Диски с музыкой гродненских диджеев продавалась по всему постсоветскому пространству.
Помните такой клип? В нем кроме Вовы и Ботаника снималась Дарья Рацкевич.
Давно не слышали о вас. Dj Botanik: «Диджей, алкоголь и go-go — это не вечеринка» (видео)
— В клубной культуре Гродно всегда шел впереди всей страны. Таких тусовок в середине 2000-ых даже в Минске не было, — вспоминает Владимир.
Водку заменил на реку
Многие гродненцы знают песню, которая была написана в середине 80-ых годов «Где счастливым можно быть? Только в Гродно». Владимир Хомич и Александр Цивинский записали ее на клубный манер, чтобы включать на дискотеках.
— Я заменил одну строчку и пару букв. В оригинале было: «До упаду водку пить», а стало — «По реке великой плыть». А народ блатной заменили на народ честной. Хотели избежать этого оттенка шансона. Люди до сих пор просят включать ее на свадьбах, — вспоминает Владимир Хомич.
https://api.soundcloud.com/tracks/1803716370
Танцует весь город
Сегодня Владимир Хомич не уходит в тень и продолжает выступать в различных заведениях города. Диджей признается, что у него нет отпуска, музыка для него это и отдых, и работа, которая приносит удовольствие. Он готов играть даже для одного человека на танцполе.
— Чаще всего просят музыку из 90-ых. Самая зажигательная песня — Dr Alban «It’s my life». Знали бы, как мне надоело играть ее, но на такие вечера приходят сотни людей, причем много молодежи, — смеется DJ Vova. — В некоторых заведениях раньше играл новинки, люди прямо в зале «шазамили» композиции.
В смартфоне у диджея нет ни одной песни, только книги. Дома он слушает одну музыку, а на дискотеках играет другую. Это позволяет ему сохранять популярность и баланс, который продлевает его сценическую жизнь.
— Если собрать всех людей, которые были на моих дискотеках, это было бы население всего города, веселого танцующего города. Но я не хочу оставаться диджеем, который ассоциируется только с музыкой из 90-ых, мне хочется находиться на гребне волны.
Фото из личного архива Владимира Хомича