Съедобные васильки и ромашки, петушки и кошки, морские звезды и даже дракон — карамельные леденцы делает Елена ФЕТИСОВА из Гродно. Наш гость «Вечернего Гродно» рассказала о необычном увлечении, кардинальной смене профессии ради хобби, жизни на пенсии, участии в престижных международных конкурсах кондитеров-декораторов и давней мечте.
Елене Фетисовой 55 лет. По образованию она — воспитатель детского сада, но по профессии работала недолго. Ушла в армию, которой отдала 30 лет. После выхода на заслуженный отдых еще несколько лет работала помощником начальника отделения кадров в 6-й отдельной гвардейской механизированной бригаде, а в декабре прошлого года уволилась и открыла собственное дело.
— Кондитерского образования у меня нет, я — самоучка, — признается Елена Андреяновна. — Смотрела рецепты на ютубе, в социальных сетях. Мама была поваром, многому меня научила, от нее осталось много книг о вкусной и полезной пище, кулинарии. В нашей семье всегда любили готовить вкусно и красиво.
Долгое время гродненка готовила только для родных и друзей, все привыкли, что это хобби. А недавно зарегистрировалась в налоговой и принимает заказы. Правда, пока большой прибыли это не приносит.
— Я по натуре своей не торгаш. Мне сложно назначить цену, брать деньги. И на ярмарке («Казюки» — прим. автора) поставила сначала одну стоимость, потом снизила. Ничего: наберу клиентов, стану популярной и смогу брать больше! — смеется мастер.
Леденцы Елена Фетисова делает уже шесть лет. В интернете увидела разноцветные сладкие ледяшки и сразу вспомнила советское лакомство — петушки на палочке:
— В детстве у соседской девочки мама варила розовую карамель. Для меня это был просто космос. Тогда уже захотелось узнать, из чего и как это делается. Я вообще большая сладкоежка. Леденцы особо не ем, но очень люблю на них смотреть. Для меня это — волшебство.
Решила попробовать сделать что-то подобное. В кондитерском магазине приобрела специальную смесь — изомальт. Проще говоря, натуральный заменитель сахара.
— У него сладкий вкус, внешне похож на мелкий сахарный песок. В составе — сахароза из крахмала, сахарная свекла, сахарный тростник и мед. Изомальт низкокалорийный. Его можно и больным сахарным диабетом второго типа, и людям с ожирением. Изомальт не вреден для зубов. Просто, как и с любым продуктом, перебарщивать с ним нельзя. Норма для детей — 25 граммов в день, для взрослых — 50. Один леденец в среднем весит от 10 до 25 граммов. Есть противопоказания, к примеру, изомальт нельзя беременным, инсулинозависимым диабетикам, аллергикам.
В отличие от обычного сахара, изомальт более плавкий. С ним легче работать, его проще подправлять. В помощь — газовая горелка с пьезоподжигом, инфракрасная лампа, нож, ножницы, помпа для карамели, чтобы выдувать фигуры и… перчатки.
— Карамель, как и железо, нужно «ковать», пока горячо. Материал очень горячий — можно обжечься. Но я работаю осторожно, поэтому ожогов у меня не было, — рассказывает ремесленница.
Единственное, изомальт не любит влаги и солнца — сразу начинает мутнеть, таять и липнуть к рукам. Чтобы этого избежать, нужно соблюдать правильный температурный режим, следить за влажностью воздуха. Для защиты от влаги некоторые мастера покрывают изделие пищевым лаком.
Первые фигуры, вспоминает Елена Фетисова, были очень простые, плоские: елочки, мышки, котики, бычки. Потом научилась лепить розы. Сейчас мастер делает настоящие шедевры: сакуру, из корней которой пьет воду маленькая птичка, цветы и различные фигурки … Из последних работ — лесной дракон, будто глядящий на тебя из веточек деревьев. На приготовление композиции ушло двое суток и больше килограмма карамели. Работа очень кропотливая: каждую деталь, даже крохотную чешуйку, нужно было сделать отдельно, а потом все собрать воедино.
— Многие коллеги видели композицию в инстаграме и не сразу поняли, что она из изомальта. Думали, мастика, — признается наша собеседница.
Подобные трудоемкие работы Елена Андреяновна делает в основном на конкурсы. С 2023 года она является членом престижной международной корпорации кондитеров-декораторов Cake Atrist World, активно участвует во всех проектах, занимает призовые места. Так, в проекте «Хрустальная ботаника» гродненка получила серебряный сертификат за свою композицию «Сакуры божественной цветы». Правда, потом композицию пришлось сломать — негде хранить.
— Эти фигуры очень большие. Их нужно хранить под стеклом или в специальных колбах. Для них сложно найти упаковку, — говорит мастерица. — Чем хорош изомальт: сделал что-то, не понравилось — сломал, растопил и опять готовишь. Из обычного сахара так не получится. Хотя в Гродно есть мастер, который делает красивые фигуры из сахара. Тоже хочу научиться этому мастерству.
Пока Елена Андреяновна выливает из сахара леденцы-петушки. Недавно соседка по даче подарила старую советскую форму. Вместо изомальта или сахара иногда использует мед или глюкозный сироп. Добавил краситель, ароматизатор, растопил — и леденец готов!
Самое сложное в композициях, признается мастер, — мелкие детали: лица, ручки, пальчики, одежда.
— Как-то нужно было слепить Бабу Ягу — получилось так себе, — говорит сама себе строгий критик. — Я не очень усидчивый человек. На мелкие детали просто не хватает терпения, моторики рук и зрения. Я всегда настроена на быстрый результат. Может, поэтому в моих работах много ошибок. Мне больше нравятся большие композиции.
Участие в конкурсах, к слову, платное. Представить свою работу на выставке в Москве стоит около 350 белорусских рублей. Плюс дорога, проживание, материал. Но это того стоит, убеждена Елена Фетисова:
— Мне интересно участвовать, общаться, показывать свои работы. Иногда удивляюсь: как я попала в корпорацию, они же там такие шикарные работы делают! А потом смотрю на свои и понимаю: может, и ничего, и я где-то на уровне. Хочется тянуться за этими мастерами и делать еще лучше.
Подобные конкурсы — это не только масса эмоций, но и возможность чему-то научиться у именитых кондитеров, в числе которых французский карамелье Грегори Гоель, мастера из России, директор корпорации Татьяна Назарова, Ирина Скорых, Лариса Лазарева. А в мае будет мастер-класс с известным голливудским кинорежиссером, скульптором и дизайнером Гэри Поллардом. Именно он создал многих популярных фантастических героев, среди которых Малефисента и Черепашки-ниндзя.
Идеи для своих карамельных шедевров мастер придумывает сама или подсматривает в интернете. Говорит, задумок много, но не всегда удается их воплотить.
— Надо просто не ныть, а брать и делать, — считает Елена Андреяновна. — Однажды на выставку делала аксолотлей. Все приготовила, стала раскрашивать и одного разбила. Карамель ведь, как хрусталь, очень хрупкий материал, особенно для перевозки. Три часа ночи, в 6 утра вставать. Что делать? Я в слезах вылепила нового и еще три запасных.
Свои работы мастер хранит дома в блоке за стеклом. Срок годности у леденцов, как и у любого продукта, ограничен, но, как правило, долго они не залеживаются — быстро расходятся. Леденцы из изомальта обычно хранятся дольше, а вот на меду или на сахаре портятся быстрее.
Готовит гродненка не только леденцы, но и пряники и торты. Охотно берется за сложные заказы. Например, делала торты в виде корзины с рулькой и колбасами, кабачка, головы кабана.
— А раз мужу на работу испекла торт в виде куска сала. Мужики были в восторге и говорили, что можно мозг сломать: видишь сало, а ешь — торт. Однажды готовила Киси Миси — только на то, чтобы сделать шерсть, ушло около шести часов. Каждую шерстинку вытягивала, приклеила, — рассказывает Елена Фетисова.
Елена Андреяновна — активный пользователь интернета. Сама ведет страничку в социальных сетях.
— Еще пять лет назад я была убеждена: 50 лет — поздно что-то начинать. Решила, что буду смотреть бесплатные мастер-классы, учиться платно не пойду — очень дорого. А потом попробовала — и затянуло. Мое хобби — как зависимость. Такой адреналин! Сердечки под фото, приятные слова, восхищение твоей работой дорогого стоят. Бывают, конечно, моменты, когда хочется все бросить. Но я люблю творить, а если еще кто-то восхищается твоей работой, получаешь невероятный заряд энергии. Золота в конкурсах я пока не получала, но, думаю, все впереди.
На шесть столовых ложек сахара нужно три столовых ложки воды и одна чайная ложка уксуса. Некоторые вместо уксуса используют лимонный сок или лимонную кислоту. Все это уваривается до температуры 145–150 градусов и разливается по формам.