Мария Гажич — одна из самых известных гродненских художниц XIX–XX веков и первая настоятельница монастыря сестер-назаретянок. Несколько ее произведений по сей день хранятся в Бригитском костеле, пишет краевед Светлана НЕСТЕРЕНКО
Мария родилась 20 марта 1860 года в г. Вишеры Курской губернии. Ее отец Тадеуш Хшановский — высокопоставленный чиновник, работал на строительстве железных дорог и мостов в Курской губернии, родом из-под Волковыска. Мать Эльжбета Нобель происходила из шведской аристократии. У супругов было четверо детей, семья жила богато. Зиму проводили в основном в Варшаве, а летом путешествовали по Европе. Часто посещали отцовское имение Сегеневщину под Волковыском.
Дети Хшановских получали начальное образование дома. Особое внимание уделялось изучению языков, для чего были приглашены учителя из Франции и Англии.
Художественное образование Мария получила в Варшаве в 1874–1878 годах в рисовальном классе Войцеха Герсона, выпускника Петербургской Академии художеств. Там Мария подружилась с Анной Билинской, будущей известной польской художницей, ярким представителем реалистического направления в живописи.
В 1886 году Мария продолжила учебу в Академии Жюлиана в Париже, где ее учителями были Тони Робер-Флёри, Вильям Бугро и Жюль Лефевр. Уже в декабре того же года она получила награду на конкурсе. Именно благодаря финансовой помощи Марии позже в Академии Жюлиана в Париже получила образование и Анна Билинская.
В 1878 году Мария дебютировала на выставке Общества поощрения художеств («Захэнце») в Варшаве. В 1879 году она участвовала в подготовке альбома произведений польских художников, созданного в подарок Юзефу Крашевскому, известному польскому писателю и общественному деятелю, приехавшему, к слову, из-под Пружан.
Сейчас работы Марии Гажич находятся в музеях Варшавы, Кракова, Познани, в частных коллекциях во Франции, Германии и США. В одном из варшавских музеев есть ее автопортрет.
В 1886 году она вышла замуж за Константина (Клементия-Владимира) Гажича (1848–1900) и переехала в его родовое имение Тополяны недалеко от Сегеневщины. Лишь иногда выезжала на пленеры неподалеку — в Маньковичи (резиденция Радзивиллов), Бабичи, Давыд Городок и Несвиж.
Через 10 лет муж Марии серьезно заболел, а спустя четыре года умер. После его смерти Мария уходит в Бригитский монастырь в Гродно и берет новое имя Павла. Продает имение мужа в Тополянах, а вырученные деньги тратит на реставрацию храма. Ее энергии хватало и на полноценную монашескую жизнь, и на активную общественную и педагогическую деятельность.
Сначала она приняла закон французских облатов (это частные лица или сообщества людей, которые посвящают свою жизнь служению Богу, следуя определенной монашеской традиции, но не становясь при этом монахами). Но это не отвечало ее духовным поискам. И она выбрала закон сестер-назаретянок. Ее религиозная «карьера» была короче, чем обычно это бывает. Сразу после принятия пострига она несколько месяцев была старшей сестрой в монастыре в Вильно, а потом в 1908 году переехала в Гродно.
Тогда монастырь принадлежал бригиткам, там оставалось только несколько старых сестер. Один из наставников костела добился разрешения властей пригласить сюда сестер-назаретянок для ухода за старыми монахинями. Так монастырь стал назаретянским, а матушка Павла-Мария — первой старшей сестрой этого монастыря.
Позже Гажич организовала молодежный хор, кружок для бедных детей. А через несколько лет открыла при монастыре интернат для учениц-католичек из российских школ. За закрытыми дверями костела собирались разные католические общества, в том числе тайные общества польской молодежи.
В 1908 году Мария открыла при монастыре ткацкую мастерскую, где учила девочек из бедных семей ткачеству и плетению. Мастерская проработала до 1918 года, а в 1932 снова открылась.
Во время Первой мировой войны сестра Павла добилась от оккупационных властей открытия женской гимназии в помещении монастыря. Это была первая школа в Гродно, где преподавали на польском языке. С 1916 по 1918 годы учебное заведение находилось в здании бывшей Мариинской гимназии. Там училось от 400 до 500 человек. Преподавали и сестры, и светские учителя. Во время Первой мировой войны сестры с одобрения матушки Павлы тайно перевозили и прятали в монастыре оружие и были военными связными.
Все время служения в монастыре Мария Гажич не прекращала заниматься живописью, только теперь это была исключительно сакральная живопись. Специально для Бригитского костела она написала несколько икон: Святой Иосиф-плотник, Святой Климент (покровитель Гродно, написан для алтаря), Иисус — Добрый пастор, Торжество Марии, Хор ангелов. Эти работы и сейчас можно увидеть там.
Еще она обучала живописи сестру Леонилу Микаш, которая в монастыре руководила костельным хором, а с 1917 году была начальницей женской гимназии.
Среди гродненцев Мать Павла пользовалась огромной любовью и уважением, ее называли «Гродненской матерью».
В 1919 году Мать Павлу направили на работу в Люблин, а потом — в Альбана. Но в конце жизни Мария Гажич вернулась в любимый город, в свой монастырь. И через три года, в 1935-м, умерла.
Похоронена она на старом католическом кладбище.