«Мой папка с войны приехал!» — ветеран войны в Афганистане о рейдах, письмах из дома и обещании сыну
В четверг, 15 февраля, в Беларуси отмечается День памяти воинов-интернационалистов. В этом году исполнится 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. По традиции мы рассказываем о гродненцах, в жизни которых была война.
Удивительное совпадение
Год назад 15 февраля гродненский фотограф Виталий Горбатюк опубликовал в своих соцсетях трогательное стихотворение собственного сочинения. В нем мужчина вспоминает, как он, пятилетний мальчишка, провожал отца на войну.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Уже тогда мы решили, что в следующий раз, если будем живы-здоровы, напишем о Викторе Павловиче и его войне. Но скромный мужчина не хотел привлекать к себе внимание, не хотел, чтобы из него делали какого-то героя, не понимал, чего такого особенного он может рассказать, и считает, что каждый, кто побывал «за речкой» пережил похожую историю.
— Расскажите, о чем вы хотите написать, чтобы я показал отцу тему разговора, — попросил нас сын ветерана Виталий. Мы показали предыдущий материал, который готовили с гродненцем Виктором Пудиным два года назад.
«Кто говорит, что ему не страшно, тот никогда не был на войне» — подполковник-афганец о жизни, страхе и осколках
— Так вон же мой батя стоит! — на одном из снимков Виталий узнал отца. Оказалось, что гродненцы вместе ходили в рейды. Вот так совпадение…
— Я сразу спросил у отца, помнишь, как вы сухпай на ослов выменяли? Он отвечает, мол, не помню такого! А я сразу показываю фото, где он на осле сидит, — улыбается Виталий.
Жена плакала, когда собирала чемодан
Старший прапорщик Виктор Горбатюк должен был лететь на войну еще в 1979 году.
— Мы жили в военном городке в Германии — подключается к разговору супруга Виктора Павловича Валентина. Я работала в прачечной, выдавала белье. Меня экстренно вызвали на работу ночью, чтобы я выдала солдатам по три комплекта запасного белья. Солдаты были довольны, что едут в Союз. Но они не знали, что их направят в Афганистан. Плакала, когда собирала ему вещи… Но в итоге его и ещё нескольких человек не оказалось в списках. Они расстроились, Виктор пошел к командиру и стал возмущаться, почему его не отправили. Командир полка выставил за дверь. Нам было не по себе, как это, все поехали, а они нет.
Все разговоры о войне
В Афганистан Виктор Горбатюк попал в 1983 году из Гродно, в самый разгар военной операции. Тогда шла замена людей, которые отслужили на востоке два года.
— Мне сказали на службе, что через месяц я еду служить в Афганистан, а в Гродно оттуда возвращается Иван, которого я заменяю, — вспоминает мужчина.
— Семьи военных только и жили разговорами о войне: кто уехал, кто приехал, все говорили об Афгане, волновались за своих родных. Любой муж мог прийти вечером домой и сказать жене, что уезжает на войну.
В те времена люди рассказывали много небылиц про эту восточную страну. Чего только не слышали военнослужащие по пути в Ташкент: мол, там басмачи на конях воюют и поезда захватывают, хотя поезд доезжает до границы и все.
Из Ташкента Виктора перебросили самолетом в Кабул, а оттуда уже вертолетом до Баграма, где находился штаб дивизии.
Рейды, пленные, груз 200
Виктор Горбатюк служил на должности инструктора по комсомолу. По всему Афганистану он посещал места дислокации советских войск, составлял списки солдат на награждение, а также ходил на операции. Это были рейды с разведывательными батальонами и другими подразделениями. Самый долгий поход длился два месяца. Лазили по горам, проверяли маршруты, устраивали засады на караваны, стреляли и отстреливались. Однажды БТР с нашими бойцами подорвался на фугасе, Виктор получил контузию.
Во время операций брали пленных:
— Издалека заметили движение. Быстро опознали противника, сориентировались и организовали засаду, взяли живыми. Оказалось, не зря, потому что удалось получить ценную информацию, — говорит афганец. За это бойцов наградили медалью «За отвагу».
Во время службы однажды пришлось сопровождать груз 200: тела с погибшими солдатами направляли в родные города. Командировка Виктора была в город Стародуб Брянской области. Он не должен был, но остался на похороны. Даже не зная бойца, считал своим долгом поддержать родных. Это был тяжелый момент, поэтому остался в памяти.
Два года на войне тянулись медленно. Военнослужащие ждали писем из дома, но, бывало, город накрывала песчаная буря, поэтому самолет не мог долететь и передать весточку из дома.
Учил папу защищаться от пуль
Во время службы в Афгане Виктор Горбатюк приехал в Гродно в отпуск.
— Ключей у меня не было, поэтому пошел к жене на работу. Мы встретились на полпути и посреди улицы начали обниматься, а все люди шли и смотрели на нас, — говорит гродненец.
Виктор помнит встречу с пятилетним сыном:
— Он катался на металлической горке, которая тогда была в каждом дворе, увидел меня и закричал на весь двор: «Мой папка с войны приехал!»
— Я помню, как учил отца уворачиваться от пуль, — рассказывает Виталий. — Говорю ему: если пуля будет лететь сверху, ты присядь, а если прямо в тебя, то ты отпрыгни вправо или влево. Он посмотрел на меня и сказал: «Хорошо». Я воспринял это как обещание вернуться домой.
Отец сдержал обещание…
В тему
Далекая война, в далеких отголосках эха,
А из красивых фраз — печальный разговор
Добились ли в войне мы той успеха,
Сейчас уже нечасто встретишь спор.
Да и не важно, о войне ни звука.
За две недели до конца зимы
Хочу отцу пожать я крепко руку
Сказать спасибо, что вернулся с той войны.
Сказать спасибо, что он слово дал мальчишке
Домой вернуться, проглотив под горлом ком.
Читать тогда я только начал книжки
А цену слова понял лишь потом.
Не год, не два, пожалуй, четверть века
Понадобилось мне, чтобы понять
Как малышу, 5 лет ведь было человеку
С войны вернуться твердо слово дать.
Сейчас, в рассказах внукам, батя скромен
Стесняясь взглядов нынешних времен,
А я смотрю на ярко-алый орден
И «За отвагу» им был батя награжден.
Потрепанный альбом афганских фото
На некоторых даты не видны,
Такой сегодня день, кому-то скажет кто-то,
Спасибо, что вернулся с той войны…
Виталий Горбатюк