Застирали до дыр? Гродненка сдала в химчистку дорогую шубу, а получила испорченную

Жительница Гродно Марина сдала в химчистку норковую шубу, но носить теперь ее не может. По словам женщины, после прачечной в изделии образовались дыры, а один из бортов вовсе оказался оторван от подкладки. Фирма, которая оказала услугу, возмещать ущерб отказывается. Что теперь делать, гродненка не знает — и обратилась за помощью в редакцию «Вечернего Гродно».

Вместо застежек — дырки

Услугой химчистки Марина воспользовалась еще в сентябре этого года. Нашла ближайший приемный пункт, позвонила туда, проконсультировалась и решила сдать свой меховой полушубок.

— Во время оформления заказа девушка предупредила меня, что на капюшоне есть желтое пятно, которое, возможно, останется, и выписала квитанцию, — рассказывает женщина.

Через несколько дней Марина вернулась за заказом. Норковый полушубок был упакован в полиэтиленовый прозрачный пакет, но раскрывать его женщина не стала — очень торопилась.

— Приехала домой и так, в пакете, повесила шубу в шкаф. А в ноябре, когда на улице похолодало, решила надеть. Сняла пакет и обомлела: борта в полушубке были повреждены. Там, где находились застежки, образовались дыры. Другой борт вовсе оказался оторван от подкладки. Как теперь эту вещь носить? — сокрушается женщина.

Марина отправилась в приемный пункт химчистки, куда сдавала шубу. В книге жалоб оставила обращение, в котором потребовала устранить дефекты в течение семи дней и возместить моральный вред — 2000 рублей.

— В холодное время года я осталась без зимней одежды, вынуждена ходить в демисезонной куртке. Эта шуба из натурального меха, фабричного производства, ее покупала в 2018 году в торговом центре в Могилеве. Еще тогда она стоила 3000 рублей, — говорит гродненка. — Да, сразу не проверила, но я неопытная, первый раз вещь в химчистку сдаю, всех правил не знаю. Моя коллега пользовалась услугами прачечной, рассказывала, что в приемном пункте ей сами изделие со всех сторон показывали. А тут получается: работник застежки вырвал и, зная это, не устранив повреждения, вернул обратно. Это как так?

Виноват ярлык и время?

Недавно на свое обращение Марина получила ответ фирмы за подписью руководителя. В нем сказано, что предприятие «вынуждено отказать в удовлетворении требований». Причин называют несколько.

Одна из них — маркировочная лента с символами по уходу на изделии есть, но составлена неверно. Во-вторых, по Правилам бытового обслуживания потребителей, при получении изделия из химчистки после окраски и (или) интенсификации цвета потребитель обязан в приемном пункте проверить качество химчистки, сохранность исходной формы, целостность, размер, цвет, рисунок, рельефность изделия. Но Марина этого не сделала.

Более того, как следует из ответа, требования женщины несвоевременны. Дело в том, что гарантийный срок предъявления претензий к качеству химчистки — всего 5 дней с даты выдачи изделия заказчику. И он уже давно истек. Ведь забрала полушубок гродненка 15 сентября, а обращение оставила в книге замечаний и предложений только 28 ноября.

 

Р. S. Несмотря на полученный ответ от химчистки, Марина готова и дальше отстаивать свои права. Женщина обратилась на горячую линию горисполкома и в общество защиты прав потребителей.

Комментарий эксперта

Председатель ОО «Гродненский центр правовой помощи потребителям» Жанна Гостяева:

— Есть простые правила, которые надо знать, когда сдаешь вещь в прачечную. Во-первых, свою одежду лучше приносить в приемный пункт и забирать самим — кто, как не вы, лучше знает, на какие именно места нужно обратить внимание работнику химчистки. Во-вторых, проверьте, чтобы приемщица правильно оформила квитанцию. В ней должны быть указаны все застарелые пятна и где именно на одежде они расположены. Если на вещи нет брака, дефектов, пятен или сморщенных швов, это тоже лучше прописать. Кроме того, указывается степень износа одежды. Это на тот случай, если в процессе химчистки изделие серьезно пострадает или вообще будет уничтожено. Тогда прачечная обязана будет возместить стоимость вещи в двукратном размере за вычетом процента износа.

Третье правило — всегда разворачивайте вещь и проверяйте, все ли в порядке. Гарантийный срок предъявления претензий к качеству химической чистки — только 5 дней с даты выдачи изделия заказчику. Если что-то не так, потребитель вправе в указанные сроки вернуть вещь в химчистку для проверки качества и потребовать безвозмездного устранения недостатков или уменьшения цены за оказанную услугу, или возмещения понесенных расходов на устранение дефектов, или полного возмещения убытков.

Если химчистка не согласна с претензиями, можно обращаться в суд. И лучше заручиться помощью адвоката или представителя общества защиты прав потребителей.

Еще один важный момент: обязательно сохраняйте маркировочную ленту с символами по уходу за изделием — их на ярлыке должно быть пять. И если изготовитель указал недостоверную или недостаточную информацию либо в изделии был недостаток производственного характера, доказать, что химчистка оказала услуги некачественно, будет сложно. Невелики шансы выиграть дело и в том случае, если изготовитель находится за пределами РБ. Тогда потребителю самому придется возмещать расходы по судебной экспертизе, а они немаленькие — около 1500 рублей.