Час пик — какие изменения ждут общественный транспорт Гродно

Как формируются маршруты, какие новые формы оплаты проезда в общественном транспорте введут, вернут ли экспрессные автобусы, что делать, если троллейбус сломался и поэтому опоздали на работу, когда на остановках появятся электронные табло — эти и другие вопросы мы задали городскому Оператору пассажирских перевозок.

За что отвечает предприятие

КУП «Гродненский городской Оператор пассажирских перевозок» создано в декабре прошлого года и заработало в январе этого. Находится в здании бывшего троллейбусного управления на проспекте Космонавтов. В штате всего 32 человека, больше половины из них — контролеры.

Сегодня Оператор выполняет две основные функции — организует пассажирские перевозки городским общественным транспортом в Гродно и контролирует деятельность перевозчиков и оплату проезда пассажирами. Он оптимизирует всю маршрутную сеть в городе, улучшает транспортное обслуживание существующих и новых микрорайонов, распределяет по маршрутам машины большей вместимости, а также работает с обращениями пассажиров.

Возглавляет предприятие молодой руководитель — 35-летний Вадим Матусевич. В перевозках он уже семь лет. Работал в автобусном парке, затем в горисполкоме — сначала в отделе транспорта, потом — в отделе строительства. Окончил Белорусский национальный технический университет по специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».

Вадим Александрович признается, что общественным транспортом пользуется редко, только когда машина ломается, но знает его на зубок.

— Я хорошо знаю маршрутную сеть, поэтому куда-то добраться нет проблем, — говорит он.

Сдвинули время — разгрузили транспорт

Сегодня в городе 43 автобусных и 23 троллейбусных маршрута. Еще по двенадцати курсируют маршрутки.

— Все они формируются на основании исходных данных — это спрос и потребность пассажиров в доставке из точки А в точку Б. Анализируем, сколько людей заходит и выходит на каждой остановке, кто основные пассажиры, как распределяются потоки. Затем составляем картину работы транспорта на конкретном маршруте. И видим, что, к примеру, на участке от Грандичей до Фортов 23-й троллейбус загружен на 95 %. Чтобы его разгрузить, продлили 49-й автобусный маршрут в Грандичи.

Избавиться от переполненных в часы пик автобусов и троллейбусов, считает руководитель, можно, но сложно. Что-то похожее было во время пандемии коронавируса. Тогда некоторые предприятия сдвигали время работы, а школьники ездили, кто — к 8 часам, кто — к 8:30. Сегодня многие производства так и оставили начало рабочего дня в 8:30, что позволяет распределить пассажиропотоки по времени.

— Многое зависит и от самих пассажиров. Некоторые будут пытаться зайти в переполненный троллейбус вместо того, чтобы поехать им же, но на 10–15 минут раньше, свободно. Потом звонят, мол, почему я должен приезжать на работу за 20 минут. Извините, но не за 5 минут же! Я как руководитель такое бы не приветствовал.

По словам директора предприятия, обращения по поводу загруженности транспорта не всегда соответствуют действительности. Особенно много таких было летом по автобусу № 13 в дневное время, который курсирует на кладбище в Аульс:

— Оказалось, протяженность маршрута такая, что некоторые пассажиры не могут столько стоять, им нужно обязательно сесть. А потом доказывают, что автобус переполнен. Поэтому любые сведения проверяем, а после изучения принимаем решение.

Нет спроса — нет маршрутки

Вместе с оптимизацией маршрутной сети в городе Оператор принимает меры по улучшению транспортного обслуживания спальных микрорайонов. Так, уже с понедельника 18-й автобус ездит в Грандичи.

— Все-таки это 360 тысяч человек, у каждого свои проблемы, запросы, требования. Мы должны выслушать всех и организовать транспорт максимально удобно всем. К сожалению, это не всегда получается, но мы стремимся к лучшему.

Если наладить транспорт в новые микрорайоны проще, то с частными секторами все гораздо сложнее. Для этого нужна соответствующая инфраструктура: асфальтированная дорога, тротуары, освещение, разворотная площадка. А это есть далеко не везде. Учитывается и спрос.

— Одно время были попытки пустить маршрутки в Барановичи, но идея не прижилась, потому что не было спроса, — объясняет Вадим Матусевич.

Разделять длинные маршруты на более короткие, чтобы люди из спальных микрорайонов могли добраться в центр, а оттуда уехать в любом направлении, не планируют, да и говорят, нецелесообразно. Ведь по правилам пассажирских перевозок, доставка пассажира к месту назначения должна быть с минимальными временными затратами и числом пересадок:

— Центр города в часы пик перегружен личным транспортом, в таком случае просто все автобусы и троллейбусы могут застрять в пробках. Также нужно понимать, что некоторым пассажирам придется пересаживаться на другой транспорт.

Почему исчезли экспрессы

Два года назад открыли Восточный мост, но курсирует по нему только 52-й автобус. Вместе с тем жители Вишневца предлагают пустить сюда больше транспорта — это позволило бы сэкономить время в пути в центр города: доехал до троллейбусного управления, там пересел на троллейбус, несколько остановок — и ты уже на автовокзале.

— У Вишневца есть альтернатива — это автобусы № 30 и 37, которые едут в том же направлении, — объясняет руководитель. — Мы могли бы сделать из 37-го автобуса экспрессный, четыре остановки, и пассажир на месте. Но почему отменили экспрессы? Потому что каждый начал требовать остановку там, где она не положена. Вторая причина — оплата проезда. Это значит, что водитель сидит с кассовым аппаратом, а на остановке собирается очередь. Если в маршрутках водители обилечивают на ходу, что тоже не приветствуется, то автопарк в этом плане более ответственный: водитель не поедет, пока все пассажиры не будут с билетами. Поэтому сейчас на Южный рынок ходят обычные автобусы.

Если автобус не пришел…

Сегодня по городу курсирует почти 140 автобусов, около сотни троллейбусов и более 80 маршруток, в том числе два электробуса и 25 бесконтактных троллейбусов. В каждой машине установлена навигация, благодаря которой можно отследить, как быстро и где едет водитель. По правилам пассажирских перевозок, водитель общественного транспорта (это касается и маршруток) может приехать на остановку на три минуты раньше и опоздать максимум на пять минут.

— Если автобус сломался в пути и не пришел или приехал, но со значительным опозданием, и по этой причине человек опоздал на работу, он может обратиться к Оператору за оправдательным документом. К слову, в случае поломки транспорта, пассажир имеет право воспользоваться этим же талоном в другом автобусе или троллейбусе. Главное условие — они должны следовать в том же направлении.

Опережение по времени отслеживается особенно жестко, поскольку на такие вещи водитель может повлиять.

— Если водитель едет быстрее, диспетчер это видит и может вернуть в график. За нарушение расписания предусмотрена ответственность — вплоть до лишения премии.

Соблюдать график движения важно всем и для того, чтобы одновременно на остановке не скапливался транспорт. Особенно это касается часов пик.

— Мы стараемся распределять маршруты, чтобы они не шли в одно время, но не всегда это возможно. Вот пример. Остановка «Улица Карбышева» в сторону Девятовки. Там проходят автобусы № 2 и 14. Есть отрезок времени, когда они вместе едут в направлении Девятовки. Но маршруты у них разные: двойка едет с Томина, а 14-й — по Суворова, через Советскую площадь. И если на остановке «Улица Карбышева» пассажир будет возмущен, что транспорт идет в одно время, то для жителей улицы Томина или Суворова этот автобус — единственный вариант уехать в направлении Девятовки.

В расписание включат маршрутки

В скором времени на наиболее популярных остановках города появятся электронные табло, которые будут сообщать о том, когда и какой автобус, троллейбус или маршрутка приедут. Сейчас устройства тестируют, чтобы они могли исправно работать в любое время года.

Изменится и бумажное расписание: на некоторых остановках помимо автобусов и троллейбусов, в него внесут интервалы движения маршруток. Это коснется конечных и наиболее востребованных остановочных пунктов.

Продолжится работа по переименованию или переносу остановок там, где это нужно. К слову, сегодня их в городе 546. Расстояния между ними (350–800 метров — в многоэтажной застройке, 500–1000 метров — в частном секторе) выдерживаются.

Безлимит на поездки

В перспективе расплатиться за проезд с помощью QR-кода можно будет не только в автобусах и троллейбусах, но и в маршрутках.

Сейчас проводится конкурс среди маршрутчиков. И впервые решили ввести дополнительные баллы для перевозчиков, которые подключат приложение для оплаты проезда по мобильному телефону.

В планах — ввести еще одну форму оплаты проезда — электронную. Для этого во всем транспорте нужно установить валидаторы. Пассажиру достаточно прикоснуться своей банковской картой или смартфоном с активным приложением к устройству. Валидатор автоматически снимает оплату, после чего на дисплее появляется подтверждение о произведенной оплате. Но удовольствие это не из дешевых, поэтому этот вопрос прорабатывается на перспективу.

— Пока же есть такое понятие, как безлимит. Купили проездной на месяц на автобус и троллейбус — и ездите, сколько хотите. В поездках вас никто не ограничивает и стоит он меньше, чем пользоваться разовыми талонами. Это оптимальный вариант и для тех, кто часто ездит с пересадками.

Не платят из принципа

Самый многочисленный отдел на предприятии — контрольно-ревизорская служба. Здесь работает 23 специалиста, которые не только контролируют оплату проезда на улицах, но и обрабатывают постановления, протоколы, работают с органами принудительного исполнения. Только в сентябре этого года в общественном транспорте контролеры задержали более 1 350 «зайцев».

— Причины, почему не оплатили проезд, разные: у одних — проблемы с финансами, другие — злостные нарушители и не платят из принципа. А некоторые думают, что их пронесет. И наша задача в первую очередь — выявлять именно таких пассажиров, — говорит руководитель. — Что касается передачи талона в дверях автобуса, здесь остается надеяться только на совесть пассажира. Передавая талон, он вредит финансовому состоянию перевозчика, что в конечном итоге сказывается на качестве предоставляемых услуг. Некоторые оставляют билеты на сидениях — это уже мусор, который водитель убирает на каждой конечной остановке.

Чтобы пассажиры исправно платили, считает директор, нужно внедрять более удобные формы оплаты проезда, в том числе и с помощью банковских карт, которые есть практически у каждого жителя города.

В тему

Если у вас есть предложения или замечания по поводу городских автобусов, троллейбусов и маршруток, звоните по телефону 71-32-04. Свои идеи также можно направить на электронную почту Оператора grodno@operators.by.