Михаил Боярский попросил чаю — проводник поезда о первом рейсе, звездных пассажирах, нарушителях и видах за окном

Татьяна Савицкая почти 30 лет работает проводником пассажирского вагона в Барановичском вагонном участке на Белорусской железной дороге. Накануне Дня железнодорожника, который в этом году в Беларуси отмечают в начале августа, мы поговорили с ней о первом рейсе, драках в вагоне, знакомствах со звездами и экстренных случаях.

Свекровь научила любить работу

С нашей собеседницей мы встретились прямо в вагоне поезда.

— Душно тут, потому что со «Славянки» (Славянского базара — прим. авт.) массово едут. Мы уже неделю в дороге. Сами понимаете, что уже и внешний вид соответствует, — будто бы оправдываясь, говорит Татьяна Владиславовна и заплетает в хвост волосы. В свои 55 женщина выглядит значительно младше, с аккуратным маникюром, в ушах — сережки. И всегда улыбается.

Татьяна Савицкая по образованию техник-технолог, окончила теперь уже политехнический колледж. Потом устроилась на «Азот». Ее родители всю жизнь проработали на «Торгмаше». А на железную дорогу попала по совету свекрови Ирины Ивановны Савицкой, которая отдала «железке» всю жизнь.

— Сын как раз родился, сейчас ему 31-й год. Большого желания идти на железную дорогу не было — тяжелая работа. Но она меня научила ее любить, — вспоминает наша собеседница и добавляет. — У меня сложный характер. Требую дисциплины и порядка. Наверное, поэтому я тут надолго задержалась. Потому что если ты легкомысленная, в голове одновременно вращается несколько проблем, уследить за такой большой зоной повышенной опасности как железная дорога, практически невозможно.

Первый рейс

Спустя три месяца обучения Татьяна отправилась в свой первый рейс: 23 февраля поехала по маршруту Гродно — Гомель.

— Мне, как городскому жителю, поначалу было тяжело с топкой, котельным отделением. Думала, не получиться, даже плакала один раз. Но железная дорога — это живой организм. Поэтому если есть проблема, девочки-напарницы, поездной электромеханик, начальники поездов — любой поможет.

Через год Татьяну перевели на московское направление, где она проработала до 2019 года, пока не началась пандемия коронавируса.

— Я так радовалась, что в перерывах между отправлением и прибытием можно было столько всего увидеть — пройтись по Красной площади, посетить Мавзолей, Новодевичье кладбище.

Поезд был скорый, путь из Гродно в Москву занимал 18 часов. Первое время ездило на нем много пассажиров, было 17 вагонов.

— Нормальный полный состав и все время 100% наполняемость, особенно в Новый год и каникулы. В моем вагоне кондиционера еще не было. Сейчас на предприятии есть современные вагоны с лучшими удобствами, освещением, кондиционерами, камерами слежения. С пьяными стало легче работать. У меня строгий характер — не забалуешь. Надо высадить 30 человек — приглашу милицию и начальника поезда. И хоть 30 пассажиров не высаживали, но 14 — было дело. Даже из СВ-вагонов высаживали — никто не станет терпеть хамство, потому что люди рядом имеют право на отдых в пути, — убеждена Татьяна Владиславовна.

Однажды довелось ехать на Мурманск, это был самый длинный маршрут: двое суток в одну сторону и двое — назад. Особенно впечатлила тогда смена погоды: у нас еще ходили с коротким рукавом, а там уже лежал снег.

Купе как однокомнатная квартира

Последние два года Татьяна Савицкая работает на витебском направлении. Есть в нем свои прелести:

— Люблю сесть, открыть занавеску и наблюдать, как меняется природа, одна деревня сменяет другую. Бывает, проезжаем одно и то же село, а там люди уже дом построили. Белорусы очень хозяйственные. Есть у меня любимое место — между Россью и Волковыском, там речки неширокие, извилистые, и на них живут лебединые семьи. Там и цапли, и журавли серые. Люблю восход и закат. Просто иногда нужно остановить свою жизнь на секунду и посмотреть вокруг себя.

В дорогу с собой берет минимальное количество сменной одежды, гигиенические средства, лекарства, покушать. В вагоне предусмотрено купе для проводников. Это как однокомнатная квартира, говорит проводник, с двумя спальными местами. На сон иногда остается 2–3 часа.

Все необходимое — душ, гардеробная, холодильник, микроволновка — есть в резерве. В вагоне есть кипятильник — вот вам, пожалуйста, 20 литров кипятка.

Новый год в вагоне

— Главная обязанность проводника — сделать поездку из пункта А в пункт Б максимально комфортной, — говорит Татьяна Владиславовна. — Мы приходим заранее, готовим вагон, в пути сами смотрим за порядком. Следим, чтобы кипяток был, кому какая помощь нужна. Наша задача — догадаться о желании пассажира и позаботиться о нем.

Сложнее всего, признается, работать зимой, потому что нужно обслуживать подвагонное оборудование, контролировать, чтобы не было наледи, откалывать лед, протапливать углем котельное отделение.

— Физически сложно, кости рассыпаются, — улыбается женщина. — Хотя я раньше спортом занималась, легкой атлетикой, стрельбой. В школе и техникуме было два увлечения: хор — и сейчас убираю и пою, и спорт — ездила на соревнования по бегу.

Самый пик работы приходится на Пасху, Рождество и Новый год. В эти праздники женщина всегда работает, чтобы коллеги с маленькими детьми могли провести это время с семьей.

— Мой сын до сих пор вспоминает моменты одиночества, когда мало меня видел, а у него праздники, утренники. Поэтому сегодня я с легкостью иду на уступки молодежи. А Новый год в поезде у нас веселый. Раньше часто украшали живыми ветками, дождиком. А сейчас большая загруженность, стали спокойнее относится к этому празднику. В перерыве между сменами делаем небольшое чаепитие, сладкий стол, девчата что-то пекут, но это не мое.

Боярский попросил чаю и… поговорить

Татьяне Владиславовне не раз оказывали знаки внимания пассажиры, особенно, когда ездила на московском направлении: то дату поездки так подгадают, чтоб ехать в ее вагоне, то цветы или конфеты подарят.

Среди пассажиров ее вагона было немало знаменитостей — Лариса Долина, Михаил Боярский, Елена Яковлева, Дмитрий Харатьян, Николай Носков.

— Боярский — удивительный человек. Ему надо было немного успокоиться, поэтому двери в купе он не закрывал. И только попросил приготовить ему чай и пару минут поговорить. Рассказывал о детях, творческой молодежи, как ей сложно пробиться. И сейчас вспоминаю его шляпу и гитару! Из всех требований звезд было только одно — когда Басков попросил не включать электрообогрев. Они очень скромные и простые, у них такие же проблемы, как и у обычных людей.

У беременной начались схватки

Были и необычные просьбы. Однажды актер из «Улицы разбитых фонарей» попросил ровно в полночь передать букет цветов его знакомой, которая ночью возвращалась из Минска в Москву в свой день рождения. А был случай, когда парень в Борисове посадил девушку на поезд, она ехала на сессию, а потом на мотоцикле примчался на следующую станцию в Оршу с цветами.

— Я так люблю свою работу за то, как они прощаются, как они встречаются, за эти буськи, цветы, мамины слезы, родителей, которые благословляют наш поезд. Бывают и тяжелые ситуации. Как-то мы ехали в Москву, Новый год. В Борисове села семья. Накануне разбился их сын. И вот едут они — братья, сестры, мама, папа, друзья, девушка его — человек 12, просто рыдающих людей. У меня тогда как раз муж умер. Я хорошо понимала их горе.

Приходилось оказывать доврачебную помощь пассажирам. У одной женщины пошел камень. У другой прямо в поезде начались схватки — на станции ее уже ждали скорая и муж. Девушка тогда родила сына Серёжу.

Пытаются обмануть, чтобы покурить

Дисциплина, говорит Татьяна Владиславовна, у нее жесткая. Поэтому с курильщиками и пьяными у нее разговор короткий:

— Пытаются выйти покурить с нерабочей стороны, обмануть, выкрутиться. Я понимаю, что не переучу их. Подойду, поговорю, подскажу, где на станции есть место для курения. Если выпившие, им сдержаться очень тяжело, даже пару минут. Тогда призываем к дисциплине, объясняем, что пригласим сотрудников.

Кражи в поездах теперь явление очень редкое. Просто, считает наша героиня, не нужно провоцировать: убирай деньги с виду, закрывай купе, ходи — контролируй.

— Даже находясь на улице, есть всегда опасность воздействия третьих лиц. Я не провоцирую. Второе — есть наработанный опыт общения. Плюс начальник пассажирского поезда обучен. С нами работали психологи, рассказывали, как успокоить пьяного.

Экстренные ситуации за время работы у Татьяны Владиславовны тоже были. Однажды в пути на Москву между Оршей и Смоленском не сработал электропастух, и состав врезался в стадо коров. К счастью, все обошлось и люди не пострадали. Простояли 4 часа, пока не пришел вспомогательный поезд.

Ходит в храм и ездит на дачу

Бонусов сейчас у проводников вагонов немного. Раньше можно было раз в год с детьми бесплатно куда-то поехать на поезде. С сыном часто так каталась на море, в Питер. Говорит, тяжело ей, проводнику, быть пассажиром.

Каждый день старается попасть в храм. Сейчас в отпуске. Его планирует провести в кругу родных. Собираются общими усилиями перекрыть крышу на даче. Есть у Татьяны Владиславовны свой участок в 9 километрах от города. Здесь она и восстанавливает силы после трудовых будней — «там тишина и милейшие люди».

За годы работы на железной дороге у нашей собеседницы скопилось немало наград. В 2003 и 2004 годах она занимала призовые места в конкурсе «Лучший по профессии». По его итогам получила почетную грамоту Управления БЖД. А в 2016 году за многолетний, добросовестный труд на железнодорожном транспорте, личный вклад в его развитие и совершенствование была награждена знаком «Выдатнiк Беларускай чыгункi». Но о своих достижениях женщина скромно молчит:

— Есть медали, грамоты, это приятно, но не это для меня стимул Когда пассажиры выходят, улыбаются, дети виснут на шее — другого и не надо. Это лучшая награда.