Высоцкий и Мадонна на кассетах — как появились первые магнитофоны и компакты в Гродно
В 80-е годы прошлого века ни одна тусовка во дворе или на спортивной площадке не обходилась без магнитофона. В то время активно слушали Высоцкого, Modern Talking, Мадонну, Пугачеву, «Кино», «ДДТ» и других исполнителей. Большинство музыкальных записей выходили на обычных компакт-кассетах, пишет историк Александр СЕВЕНКО.
Окно в мир музыки
До 1963 года, пока не была изобретена кассета, музыку слушали на грампластинках или катушечных магнитофонах, а многие — только по радио или в живую, поскольку катушечники (бобинники) тогда стоили очень дорого.
Первые кассетные магнитофоны с магнитной проволокой появились в Германии в 1930-х годах. Старейший кассетный магнитофон Loewe Optaphon с магнитной лентой был выпущен в 1950-м.
Первая компакт-кассета была представлена лишь в 1963 году корпорацией Philips. Относительно дешевая и удобная в обращении, она почти 40 лет была одним из самых популярных аудионосителей. В 1964 появилось одно из первых портативных устройств для воспроизведения компакт-кассет — магнитофон «Philips EL3300».
Харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету в 1967 году. Она имела продолжительность 40 минут и стоила 4 рубля 50 копеек. Позже появились кассеты МК-60 разных модификаций продолжительностью 60 минут. Стоимость их была от 4 рублей за штуку, а качество — ниже среднего. Они «зажевывались» в лентопротяжных механизмах, «сыпались» и довольно быстро размагничивались.
Перематывали с помощью карандаша или ручки
Первый советский кассетный магнитофон появился в 1969 году, назывался он «Десна». Купить его можно было за 220 рублей (при средней зарплате в 117 рублей). Говорят, что при его разработке советские инженеры во многом скопировали японский магнитофон «Philips EL3300». Позже кассетники в СССР стали выпускать другие заводы, появилось множество их моделей. Наиболее популярными были магнитофоны «Весна 207», «Карпаты-202», «Электроника-302», «Иж-303С». В 70–80-е годы они стоили от 100 до 200 рублей и были вполне доступны рядовому покупателю.
Вес некоторых с батарейками внутри составлял более трех килограммов. Для некоторых моделей требовалось до 6 батареек. Одна тогда стоила примерно 30 копеек, а это две порции мороженого, 5 полулитровых бокалов кваса или 10 стаканов газировки с сиропом. Когда батарейки «садились», ими постукивали одной об другую, после чего магнитофон работал еще несколько минут. Для экономии заряда кассеты перематывали с помощью карандаша или ручки, которые носили с собой в карманах. Батарейки нередко текли и портили магнитофоны. А детвора пробовала их на вкус.
В БССР тоже производили кассетные магнитофоны: «Беларусь-301» с 1979 года выпускал Могилёвский завод «Зенит». Потом появились «Беларусь-302», «Беларусь-303», «Беларусь М-310С», «Беларусь М-410С».
В конце 80-х в продаже были и первые советские кассетные аудио-плейеры.
Первые автомагнитолы
В середине 80-х немногие имели огромные японские двухкассетные магнитолы National Panasonic, JVC, Sharp или Pioneer — их покупали в «Березке» за чеки или привозили из-за границы. Поскольку они были очень тяжелыми, их старались носить на плече. Иметь такое устройство тогда было примерно тем же, что сегодня ездить на Tesla.
Настоящие советские меломаны спешили обзавестись стационарными кассетными магнитофонами «Радиотехника МП-7210-стерео», «Вильма-102-стерео», «Маяк-110-стерео» и другими или музыкальными комбайнами «Романтика» или «Вега», которые состояли из проигрывателя грампластинок, усилителя и кассетного магнитофона. По качеству некоторые из них не сильно уступали хваленым «японцам».
Слушали кассеты и в автомобилях. На весь Советский Союз была известна продукция Гродненского завода автомагнитол (в 1990 году был переименован в ПО «Волна»). Первые автомагнитолы «Гродно-301» были выпущены 45 лет назад, а в начале 80-х завод стал производить популярные стереомагнитолы «Гродно-302».
Компакт-кассеты широко использовались и для диктофонов. Правда, скорость записи у них обычно была вдвое ниже, чем у магнитофонов.
Кассета по цене ужина в ресторане
В Гродно обычные советские аудиокассеты типа МК-60 можно было купить в универмаге на Советской улице, в магазине «Мелодия» на Горького и в некоторых других торговых точках, где были отделы музыкальных товаров. Удивительно, но в нашем городе после Московской олимпиады 1980 года в продаже периодически появлялись и импортные, очень качественные, компакт-кассеты японских и немецких фирм «BASF», «TDK», «SONY», «Agfa», «JVC», «MAXELL» и других, с длительностью записи 90 минут, которые стоили около 9 рублей. На такие кассеты было удобно записывать студийные альбомы популярных музыкальных исполнителей и коллективов, которые обычно длились до 40-45 минут. Кстати, в СССР многие альбомы популярных исполнителей существовали только на кассетах или катушках и никогда не выпускались на грампластинках.
В Гродно студии звукозаписи, на деле — обычные киоски, заставленные полочками с кассетами и завешанные листками-списками предлагаемых музыкальных дорожек, размещались на Советской площади возле дома Муравьева, на Горького возле магазина «Мелодия» и в некоторых других местах. Несколько таких было и на популярном курорте Друскининкай, куда гродненцы часто заезжали на шопинг.
Цены на кассеты с готовыми записями кусались: простые советские МК-60 с записями стоили по 10 рублей. За эти деньги можно было до десяти раз прокатиться по Гродно на такси или скромно посидеть вчетвером в ресторане «Ласточка». Поэтому многие самостоятельно переписывали музыку на кассеты с грампластинок, других кассет или бобин катушечных магнитофонов. Не пренебрегали и радио — продвинутые гродненские меломаны внимательно следили за радиоэфиром и знали, когда и на какой волне будут транслировать студийные альбомы популярных исполнителей.
Качали программу в компьютер с… радио
Уже в 1970-е годы в Гродно стали продавать кассеты с фабричными записями, с соответствующими этикетками-вкладышами. Нередко новые магнитофоны комплектовались одной такой кассетой с записью и одной — чистой. С музыкальными записями магнитофонные кассеты в СССР выпускались на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и также в бывших советских республиках Прибалтики. Но ассортиментом промышленность СССР порадовать меломанов не могла — им нередко предлагалась классическая музыка и фольклор.
В то же время покупатели искали кассеты с модными исполнителями, в первую очередь — с записями поп- и рок-звезд. Первые такие экземпляры во второй половине 80-х годов привозили в Гродно из Польши и других стран, а в конце 80-х появились производители фабричных аудиокассет и в СССР. В Беларуси большой популярностью пользовались кассеты фирмы «Вигма» из Минска, которые начали выпускать в начале девяностых.
Было время, когда компакт-кассеты использовали вместо дискет и флешек. В 80-е годы для первых зарубежных персональных компьютеров начального уровня типа «Синклер», отечественных самоделок или заводских ПК типа «Спектр» в качестве носителя программного обеспечения использовались обычные компакт-кассеты. Программы для них на слух воспринимались как смесь свиста, писка и других высоких звуков. Загрузка такой программы в компьютер длилась примерно четыре минуты. По ночам для любителей ПК такое программное обеспечение даже транслировалось по радио, откуда его можно было записать на кассеты, а после загрузить в свой персональный компьютер. Такие программы можно было переписать у друзей по интересам.
Компакт-кассета в массовом обиходе дожила до начала 2000-х годов и была вытеснена компакт-дисками, флешками и интернет-музыкой.
Фото из открытых интернет-источников