Кормим правильно. Под Гродно работает уникальный завод по производству корма для домашних животных, о котором говорят по всей Беларуси

Наши могут все. Могут делать долговечные колготки и носки, вкусные и аппетитные колбасы и ветчину, разливать полезную молочку и много-много чего еще. А еще наши могут выпускать корма для домашних питомцев, которые ничуть не уступают аналогам с мировым именем. Причем не просто могут, а уже делают, и делают так успешно, что о них говорят по всей Беларуси. Поэтому мы отправились в агрогородок Вертелишки рядом с Гродно, где расположен завод «Пэтс Фуд», о котором вы обязательно должны узнать, если содержите четвероногого (и не только) любимца.

Съедают до последней крошки

Прежде, чем мы расскажем, как на необычном производстве все устроено, необходимо сказать пару слов про компанию «Алникор». Правда, это не просто компания с благозвучным названием, а полноценный крупный холдинг, который занимается производством кормов для сельскохозяйственных животных «Алникор» вот уже как два десятка лет. Однако пару лет назад гендиректор Сергей Сутько (в холдинге у него репутация человека-новатора и генератора идей) решил освоить еще и рынок кормов для домашних питомцев. Для этого был создан специальный научный отдел и отдельная компания «Пэтс Фуд».

Сегодня их продукцию вы встретите под фирменным брендом «Pet’s Brunch». Есть корма для собак, кошек, грызунов — крыс, морских свинок, хомяков и кроликов, а также для различных пернатых — например, попугаев, канареек, для певчих и даже для птиц в зависимости от цвета оперения. Как говорится, спрашивайте в зоомагазинах вашего города. К слову, о корме, который делают под Гродно, мы узнали от нашей читательницы.

У женщины две морских свинки, и она всегда покупала один и тот же проверенный корм. Но однажды его не оказалось в наличии, и тогда продавец посоветовала попробовать корм, произведенный в Вертелишках. Чему читательница приятно удивилась — неужели у нас научились делать корма? Цена у него была даже ниже привычного корма, к тому же в магазине сказали, что о вертелишковском корме только хорошие отзывы.

Свинкам экономические показатели абсолютно безразличны, но новое меню они оценили по-своему — если привычный корм, бывало, съедали не до конца, то вот «Pet’s Brunch» «лопают» до последней крошки. После такой рекомендации и мы заинтересовались — нет, поедать корм у нас цели не было, однако побывать на уникальном производстве захотелось. Лучше один раз увидеть, чем… ну и далее.

«Если купишь хорошее сырье — получится хороший продукт»

Пока на «Пэтс Фуд» нет услуги промышленного туризма, но специально для «ВГ» на предприятии решили показать, как тут все устроено. Делать секретов тоже не стали. «Наш главный секрет — это высокое качество», с улыбкой отвечает заместитель гендиректора по технологиям и инновационному производству всего «Алникора» Денис Шешко, который встречает нас у входа на завод.

Само производство частично было построено с нуля, частично под него используются здания, которые раньше принадлежали местной сельхозорганизации. Их выкупили, модернизировали и пустили в дело.

Денису с его должностью положено сидеть в офисе и подписывать бумажки, принесенные симпатичной секретаршей, но в кабинетах его почти не застать. Колесит между производством и лабораториями. Перед тем, как покинуть ворота предприятия, любой продукт обязан пройти через десятки исследований и тестов:

— Наверняка, многие уверены, что нет ничего проще, чем сделать корм для животного. Для собак больше мяса, кошкам нужна рыба, а кроликам морковка. Но это далеко не так! От идеи и до момента, как продукт попадет на производственную линию, у нас проходит по 3-4 года. Это очень сложный и тонкий процесс, — поясняет Шешко.

Если театр начинается с вешалки, то «Пэтс Фуд» начинается с приема сырья. Специфика предприятия такова, что это самое сырье приезжает трех видов. Первое — это сырье насыпью. Ежедневно к заводу съезжается вереница самосвалов, в огромных кузовах которых зерно, жмыхи, кукуруза, свекловичный жом.

После приемки они складируются в здоровенных силосах высотой в пятиэтажный дом, где и ждут своего часа. Вторая группа сырья поступает на завод в бигбэгах (такой весит ровно тонну) или в обычных мешках. Это различные добавки и прочие необходимые ингредиенты. Их место прописки — складские помещения.

На сегодня у «Пэтс Фуд» 10 огромных складов, но иногда и их не хватает, чтобы все вместилось и не лопнуло. Наконец, третий вид сырья — это заморозка. Рыба, телятина, говядина, курица, утка и индейка в виде больших замороженных блоков хранятся в специальном холодильнике.

 

Однако что бы ни приехало на завод в Вертелишки, первым работником, который вступит в контакт с сырьем, будет сотрудник лаборатории. Именно лаборант, как судья, должен вынести вердикт — принимает завод данное сырье или нет. Причем время ограничено — не более получаса на каждую партию. Саму систему отбора тут называют «светофором». Как только партия приезжает на производство, она получает желтый, «ожидающий» свет. Если сырье безопасно, перед ним загорается зеленый. Если сырье бракуется, то это уже красная зона. Брак возвращается поставщику. Правда, таких случаев на «Пэтс Фуд» было немного. И это несмотря на то, что входной контроль на заводе очень жесткий и скрупулезный. Непоколебимый стандарт всей компании — проверка поступающего сырья по 15 показателям.

— Мы неслучайно уже на этапе отбора применяем такие жесткие правила. Итог нашей работы зависит от того, что ты закладываешь изначально. Можно использовать самое современное оборудование, четко выполнять все технологические процессы, но если на старте ты начнешь работать с неподходящим сырьем, на финише выйдет брак. Поэтому если купишь хорошее сырье — получишь хороший продукт, — поясняет Денис.

К слову, на «Пэтс Фуд» отдают предпочтение отечественному сырью — так, все мясо и зерновая группа приезжают от местных производителей. Если есть свой аналог, закупают его. Качество белорусского сырья устраивает, плюс ниже издержки на доставку, признаются на заводе. К иностранным компонентам обращаются только, когда нет альтернативы.

Даже вода тут должна быть особенной

Мы уже говорили, что судьбу сырья тут решает специальный лаборант. Так вот, на «Пэтс Фуд» есть своя лаборатория, где работает 8 человек. Эти специалисты проводят не только оперативный, но и долговременный контроль. Само собою, тщательно проверяется и уже готовая продукция. Есть даже свой «архив», где хранятся образцы готовой продукции и поступившего давным-давно сырья.

Главная задача лаборатории — определять безопасность и качество продукции, и помогает им в этом специальное оборудование. Причем оборудование тут непростое. Для неспециалиста материальная база на «Пэтс Фуд» ни о чем не скажет, но вот человек посвященный, оказавшись в лаборатории, будет ходить с открытым ртом от удивления. Представьте, что в поликлинике, куда вы приписаны, появился аппарат, который за минуту определяет все ваши болезни. Теперь вам не нужно полдня сидеть в очередях к профильным врачам!

Наверняка, изобретатель такого чудо-устройства получит Нобелевскую премию. Так вот, подобный аппарат есть на «Пэтс Фуд», только исследует он готовые корма и сырье. Буквально за минуту данный анализатор проводит максимум различных исследований. В Вертелишки он приехал из США, и встретить в Беларуси второй такой не получится. Правда, у него заоблачная цена, но оно того стоит, говорят на заводе. Но и это еще не все.

—  Думаем, все знакомы с таким показателем как «влажность». Но мы пошли дальше и определяем активность воды. Вода делится на активную и неактивную «связанную». И чем меньше вода активна, тем лучше для наших кормов. Помогает нам в этом тоже уникальный аппарат, таких приборов два на страну. Так что у нас даже вода проходит жесткий отбор, — смеется наш собеседник.

«На то, чтобы рассказать обо всех нюансах производства, уйдут недели»

А теперь перейдем к самому интересному — непосредственно производству. «Пэтс Фуд» работает круглосуточно сменами по 12 часов (хотя есть цеха только с дневной работой). Общее количество персонала — примерно 60 человек. Прежде, чем попасть в цеха, работники проходят жесткий санитарный контроль. Человек снимает гражданскую одежду, моется в душе, после чего облачается в спецовку. После каждой смены спецовка тщательно выстирывается и проходит дезинфекцию. Это нужно, чтобы обезопасить продукцию.

Сам процесс готовки корма начинается в цеху подготовки сухих смесей. Прошедшее отбор сырье тут измельчается и смешивается между собой. Любопытный факт, но в ходе «помола» неизбежно образуется пыль. Так вот, на «Пэтс Фуд» ее не выбрасывают, ряд технических решений позволяет запускать ее обратно в линию. От такого подхода одни плюсы — все сырье идет в работу, да еще и в воздух ничего не попадает. Так что засудить «Пэтс Фуд» за выбросы в атмосферу вредных веществ не получиться при всем желании.

После того, как измельченная смесь готова, ее смешивают с размороженным мясом и отправляют в прекондиционер, где все вредные микроорганизмы убиваются при помощи пара. А затем готовый «фарш» приезжает туда, что на заводе именуют «сердцем» всего производства. Называется он — двухшнековый экструдер. За счет огромного давления в головке такого аппарата вода не кипит при температуре в 160 градусов по Цельсию и при выходе продукта в атмосферное давление резко вскипает, и разрывает все молекулярные связи в смеси. Сам процесс гораздо сложнее, чем мы описали, и если упростить, то он напоминает большую мультиварку. Кстати, своим экструдером на «Пэтс Фуд» гордятся — в отличие от одношнековых моделей этот позволяет делать гораздо больше важных настроек готовки.

После экструдера продукт поступает в пятиуровневую печь, где будущий корм жарится и сушится. Корм сушат до нужной влажности, иначе может испортиться. Кстати, в зависимости от животного влажность у корма может быть разной. Например, собаки любят более влажные корма, а кошки более сухие и хрустящие как чипсы. Далее на корм наносят необходимые покрытия — они бывают жидкие и сухие. Делаются такие покрытия только из натуральных ингредиентов. Ну и на финишной прямой корма нужно остудить. Причем делают это осторожно, иначе в упаковке может образоваться конденсат и появиться плесень.

Наконец, корм приезжает на фасовочную линию, где его фасуют по упаковкам, а затем отправляют конечному покупателю. За одну смену на «Пэтс Фуд» готовят около 5 тонн продукции. Хотя мощности позволяют делать гораздо больше.

— Это только самая общая схема нашего сложного производства. Нюансов гораздо больше, и на то, чтобы рассказать обо всех мелочах, уйдут недели, — резюмирует Шешко.

Кормят служебных собак для МЧС и пограничников

Свой поход к завоеванию рынка домашних животных «Пэтс Фуд» начинал с корма для собак. Свои корма в итоге получили и кошки, но оказалось, что разработать корм для них не так уж и просто — кошки жутко привередливые в этом плане животные. Однако именно собачий корм от «Пэтс Фуд» остается самым востребованным. Причем недавно компания выиграла тендер на поставку кормов для служебных собак в Госпогранкомитет и гродненский МЧС — теперь их кормом интересуются в других госорганах, где есть животные. А ведь раньше в этих ведомствах четвероногих кормили исключительно иностранными продуктами. Такое вот честно выигранное сражение с зарубежными конкурентами, у которых была еще и фора в виде громкого бренда.

— Еще один повод для гордости — по заказу и их рецепту мы производим корма для одной российской компании. Раньше они производили их в Испании, однако потом начали сотрудничать с нами. Их вердикт — наш корм ничуть не хуже испанского. Наша следующая цель — создание гипоаллергенного корма. В Беларуси такой еще никто не делал, а зарубежные образцы дико дорогие. Мы же хотим выйти на бюджетный ценник, — добавил Шешко.

Хотят построить для животных «умный» дом

Любой корм от «Пэтс Фуд» разрабатывается в научно-исследовательском отделе. Его создали еще 10 лет назад, и благодаря этому решению компания не берет чужие решения, а самостоятельно разрабатывает новые продукты. Возглавляет данный отдел Дмитрий Воронов, кандидат ветеринарных наук и доцент. Он отводит нас в специальный загон, где жевали корм обычные на первый взгляд коровы. Однако на самом деле это уникальные животные — найти таких же не выйдет не то что в Беларуси, даже на территории бывшего СССР не получится.

— Это фистулированные животные. В их боку находится специальный имплант, дающий нам доступ напрямую к желудку коровы. Грубо говоря, открываешь крышку и можешь наблюдать, как наши корма работают в режиме реального времени. Благодаря этому мы узнаем, как работают наши продукты. При этом такая технология абсолютно безболезненная, — предупреждает ученый.

Помимо уникального крупного рогатого скота есть в отделе у Дмитрия Владимировича и привычные подопытные крысы. Для них у «Пэтс Фуд» также есть корма. При этом в научном отделе очень много внимания уделяют диетологии собак, кошек, грызунов и птиц. Например, когда разрабатывали корма для пернатых, за консультацией обращались к специалистам нашего зоопарка. Дегустацию корма тоже проводили жители зоопарка, при этом ни одно животное не пострадало, даже больше — осталось накормленным.

Вскоре в отделе появится и свой «умный» дом для животных. Вся жизнь подопечных будет фиксироваться электроникой — датчики будут показывать, сколько коровка съела и выпила за день и много другое. Сперва такой технологичный «дом» сделают для сельхозживотных, а после и для домашних питомцев.

 

ЧТУП «Пэтс Фуд». УНП 591523263

Фото Евгения ЛЕБЕДЯ