Учили принимать роды — как готовили повитух в Гродно 150 лет назад
В конце 80-х годов 19 века в Гродно открылась первая государственная школа повивальных бабок. Ее бессменным директором стал известный врач и преподаватель К. С. Кемарский. Учебным заведением, которое готовило повитух, он руководил более 40 лет, до самого его закрытия, пишет историк Светлана Нетеренко.
Открытие школы повивальных бабок
Во второй половине 19 века после отмены крепостного права остро встал вопрос о медицинском обслуживании крестьянства. Если ранее крестьян лечили те же врачи, что и помещиков, то после реформы крестьяне остались вообще без медицинской помощи. Врачей было крайне мало, среднего медицинского персонала, фельдшеров и того меньше. Роды принимали местные неграмотные бабки, отчего детская смертность и смертность при родах была очень высокой. Губернским управлением было принято решение и получено разрешение на открытие в Гродно государственной школы повивальных бабок.
Городской управой был выделен участок площадью 1885 кв. саженей, который располагался на ул. Александровской (ныне Буденного). Для строительства комплекса зданий выделено 17675 рублей, на приобретение необходимого оборудования — 2801 рубль, на устройство водопровода — 747 рублей. Главный корпус был одноэтажным, и, хотя был построен из дерева, просуществовал до середины 50-х годов ХХ века. В отдельных зданиях располагались родильное отделение на шесть коек, прачечная, баня и склад.
Организатором и первым директором повивальной школы был назначен Д. А. Сибилев, через год его перевели в Астрахань. В 1877 году министерством на должность директора назначили Константина Семеновича Кемарского, который руководил ею 42 года, до самого закрытия.
К. С. Кемарский родился в Харьковской губернии 13 февраля 1847 года в семье обер-офицера. После окончания с отличием в 1874 году медицинского факультета Харьковского университета был оставлен на 3 года в ординатуре при акушерской клинике для получения профессорского звания.
Набирали женщин до 40 лет
Школа была рассчитана на 20 «казеннокоштных», т. е. учащихся за государственный счет, и не более 10 «своекоштных», т. е. учащихся платно. Целью школы было обучение сельских повивальных бабок, умеющих оказывать квалифицированную помощь при родах и лечить младенцев. Ученицы жили при школе, обеспечивались бельем и одеждой, питанием и бесплатным медицинским обслуживанием в случае болезни. Платные могли быть как пансионерками, так и приходящими.
В школу набирали только женщин в возрасте от 18 до 35 (после 1905 года — до 40) лет из сельской местности. Они должны были быть грамотными (не менее 4-х классов). В некоторых случаях для неграмотных организовывали подготовительные курсы, где они изучали письмо, чтение и арифметику. К заявлению о принятии прилагались свидетельство о рождении и крещении, справка о месте жительства и достойном поведении из полиции, медицинское свидетельство о хорошем здоровье (отсутствии хронических заболеваний и физических недостатков), а также рекомендательное письмо от местного врача об умственных способностях и возможности обучения, согласие родителей или мужа. Религиозная принадлежность и происхождение значения не имели, хотя отдавалось предпочтение крестьянкам, а вот на евреек была квота — не более 15 %.
Прошение подавалось в городскую управу, в приказ общественного призрения, где и решался вопрос о приеме. Прошение выглядело так: «От дочери умершего крестьянина девицы Антонины Яковлевны Антонюк. Желая определиться в ученицы вверенной Вашему Превосходительству Гродненской повивальной школы, честь имею всепочтительнейше просить о принятии меня по установленным испытаниям в число казеннокоштных учениц школы». Канцелярия губернатора проверяла все представленные документы и, «не обнаружив препятствий», отдавала их для решения врачу-инспектору.
Со второго курса учились принимать роды
Обучение продолжалось два года. Сначала в школе было всего три преподавателя, включая самого Кемарского и одна надзирательница-акушерка, которая заведовала практикой. При школе располагалось казенное родильное отделение (роды и нахождение там были бесплатными для пациенток) на шесть коек. Ученицы 1 курса присутствовали при родах, дежурили по очереди в качестве медсестер. Со 2 курса учились сами принимать роды.
По окончании курса сдавали экзамены и после успешной сдачи получали свидетельство «сельской повивальной бабки II разряда». Для получения I разряда после 5 лет практики необходимо было сдать другой экзамен. Если выпускной экзамен был сдан неудовлетворительно, его можно было пересдать через полгода, но только один раз.
Вместе со свидетельством выпускникам выдавали бесплатно чемоданчик с необходимыми инструментами и лекарствами и отправляли работать в сельскую местность по распределению, где необходимо было отработать не менее трех лет. Далее можно было продолжать оставаться на казенной должности или заняться частной практикой, на которую нужно было получить специальное разрешение. Если было желание работать в городе, нужно было сдавать специальный экзамен с разрешения комитета общественного призрения.
Школа стала образцом акушерства и гинекологии
Преподавала в школе и жена Кемарского, Александра Ивановна (1857 — 1904), хозяйственные вопросы решала его сестра Мария Семёновна (1839 — 1898). Родильным отделением заведовала Некрасова Татьяна Алексеевна (1839 — 1885), окончившая Санкт-Петербургский университет, хирургический факультет. После ее смерти в 1886 году — Е. И. Федотова. Последней была М. И. Ивановская, которая работала в школе с 1902 года до ее закрытия.
Благодаря высокому профессионализму К. С. Кемарского как врача и педагога, Гродненская повивальная школа всегда была в образцовом состоянии. Для врачей губернии она фактически являлась организационно-методическим центром по вопросам акушерства и гинекологии. Высокая оценка ее деятельности дана на первом съезде сельских врачей губернии, состоявшемся в 1892 году. Как отметил в своем докладе врачебный инспектор А. Ф. Рейпольский, возглавлявший здравоохранение губернии, «она доставляет хороших повивальных бабок, о полезной деятельности которых засвидетельствовали все врачи на съезде… Она не уступит ни одной университетской школе, а во многих отношениях даже превзойдет их… Чистота в классах, жилых помещениях, палатах и воздух в них — не оставляют желать лучшего… Поистине следует удивляться как той педагогической сноровке, какая принята в школе, так еще больше тому терпению, каким вооружены преподаватели. Из совсем неподготовленной ученицы через два года сделать грамотную и хорошо подготовленную повивальную бабку — дело далеко не легкое». За 25 лет (к 1901 году) была выпущена 381 повивальная бабка и полностью закрыта потребность в них в сельской местности.
Готовили фельдшеров и медсестер
Но Кемарский понимал, что в сельской местности нужны не только повивальные бабки, но и фельдшеры и медсестры. Еще в конце 80-х годов он подал в Губернское правление предложение об организации фельдшерской школы, которое было принято и подано в министерство. Но решение о ее открытии так и не приняли. И только на рубеже 20 века Гродненская повивальная школа была преобразована в фельдшерско-акушерскую. Количество учеников было увеличено до 40 плюс 10 платных. Срок учебы увеличился до трех лет, а срок отработки — до 4,5 лет.
В 1910 школа стала Центральной фельдшерско-акушерской на 60 учениц, которая готовила медработников среднего звена для нескольких губерний. Выпускники ее имели право работать «в селах, местечках и городах губернии». Для школы было отдано в аренду новое каменное здание. Для практики использовались все имеющиеся в городе больницы. При этом родильное отделение при школе оставалось, это было в то время единственное специализированное акушерское отделение, где за время существования получили бесплатную квалифицированную помощь более 500 рожениц. До закрытия в 1919 году в школе было подготовлено 350 специалистов.
Не только лечил, но и учил
Периодически в школе организовывали курсы санитаров. Уровень подготовки учеников школы был настолько высок, что во время эпидемий они работали в губернии как врачи-эпидемиологи.
Из-за недостатка в Гродно врачей К. С. Кемарский не ограничивался только работой в повивальной и акушерско-фельдшерской школе. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. власти прикомандировали его к Гродненскому военному госпиталю. Как и другим врачам города, ему пришлось оказывать медицинскую помощь раненым, которые поступали из мест сражений. В 1877–1904 гг. он по совместительству исполнял обязанности врача мужской, затем с 1901 года — женской гимназии. В последней также преподавал физиологию и гигиену.
Как активному члену Общества врачей Гродненской губернии, ему неоднократно приходилось делиться личным опытом на его заседаниях, давать консультации молодым врачам, выступать с лекциями перед населением. Он был членом правления и казначеем местного отделения общества покровительства животных, членом городской санитарно-исполнительной комиссии, членом правления взаимного вспомоществования учащимся в начальных народных училищах губернии, членом совета Софийского православного братства. Врач пользовался заслуженным авторитетом и уважением как у властей, так и у населения. Награжден орденами Св. Станислава 2 и 3 ст. и св. Анны 2 и 3 ст.
Отъезд в Калугу и возвращение на родину
В связи с угрозой немецкой оккупации 14 августа 1915 г. началась эвакуация школы и части преподавателей в Калугу. Там директору пришлось решать огромное количество проблем для нормальной работы школы. В 1918 г. состоялся последний выпуск, после чего финансирование школы властями прекратилось, и она была закрыта. Всего в ней было подготовлено 64 фельдшерицы-акушерки.
С подорванным здоровьем он возвратился из Калуги в Гродно, где имел собственный дом, в котором жила его дочь. Здесь были похоронены его жена и сестра. Предпринятое лечение дома и во Франции ему не помогло и 17 октября 1922 г. он умер в возрасте 75 лет.
На православном кладбище в Гродно сохранилась его могила с надгробным памятником, имеющим художественную ценность. Включение в композицию фигуры плакальщицы подчеркивает известность и заслуги покойного. Могила, отмеченная как историко-культурная ценность, находится на главной аллее и за ней ухаживают студенты Гродненского медучилища.
Жизнь и деятельность К. С. Кемарского — яркий пример беззаветного служения обществу и медицине. Своим трудолюбием и бескорыстием он заслужил право на уважение и долгую память.