Отчислили с гимназии за продажу цветов — как учились девушки в Гродно 130 лет назад
Сегодня главный корпус ГрГУ имени Янки Купалы на улице Ожешко не только популярное место для красивых фото. Здание, обвитое дикорастущим виноградом, имеет богатую историю. Ровно 130 лет назад в стенах нынешнего университета расположилось первое исключительно женское учебное заведение в Гродно — Мариинская гимназия, пишет историк Светлана Нестеренко.
Измеряли рост, вес и силу рук
Гродненская женская гимназия открылась в 1862 году на базе училища. В 1893 году она переехала в новое здание на ул. Садовой (ныне Ожешко). Мариинская гимназия считалась государственным учреждением, но более престижным, чем училища и гимназии Министерства народного просвещения. Позже, в 1904 году, в Гродно были открыты два женских училища — госпожи Е. Н. Барковской и госпожи Шесман (для евреек), программа которых соответствовала программе Мариинской гимназии.
В начале ХХ века возглавлял Мариинскую гимназию Н. К. Штейнберг, старшей надзирательницей была Л. О. Андриянова. В гимназии работали 25 учителей, в том числе священник домовой церкви С. К. Ивацевич, который преподавал закон Божий, и 10 классных надзирательниц. Была своя прислуга — 52 человека, включая четыре женщины, а также врач К. С. Кемарский и стоматолог Б. Л. Эфрон.
Врач, к слову, ежегодно осматривал учениц, измерял рост, вес и силу рук, проверял зрение. Было сделано одно интересное наблюдение: если в младших классах близорукость была только у 2 % учениц, то к выпускному достигала 26 %.
Случались в гимназии массовые заболевания. Так, осенью 1910 года в учебном заведении была зафиксирована эпидемия скарлатины. В случаях выявления заразных болезней типа оспы, врач проводил дезинфекцию помещений и одежды всех учениц и работников формалином. От оспы в добровольном порядке в гимназии были привиты 185 человек.
Не заплатил за обучение — до свидания
В начале XX века в гимназии обучались около 600 учениц, большинство из них (примерно 470 человек) — дети дворян, чиновников и ремесленников. Учились тут также дети лиц духовного звания, почетных граждан и купцов, крестьян и казаков. Численность учащихся на протяжении учебного года менялась — одни убывали из-за неуплаты, болезни, плохой успеваемости или переезда родителей-военных, другие, наоборот, приходили.
Всего в гимназии было сформировано 8 классов: сначала приготовительный, в который брали в 9 или 10 лет по результатам вступительных экзаменов. Далее 7 классов, нумерация которых была наоборот: поступали в 7-ой, выпускались из 1-го. Так, в 1910 году выпускницами гимназии стали 43 девушки, в том числе две с золотой медалью, четыре — с серебряной. 56 человек остались на второй год в тех же классах.
Интересно, что девочки, которые получили образование дома, могли продолжить учебу в гимназии с любого класса. Для этого нужно было сдать переводные экзамены и заплатить за них 40 рублей.
В старшие классы иногда принимали иногородних. Правда, общежития у гимназии не имелось, а снять квартиру было большой проблемой, так как в городе располагался огромный гарнизон Гродненской крепости.
С 1905 года в гимназии существовал педагогический класс, в котором учились после выпуска. По окончании его можно было работать преподавателями словесности и иностранных языков. Обучение стоило 100 рублей (тогда зарплата гимназического врача была 300 рублей в год). Работникам гимназии, прослужившим в ней более трех лет, можно было учить своих детей бесплатно за счет специального фонда императрицы Марии.
Учили Закон Божий, космос и рукоделие
В гимназии были обязательные и дополнительные предметы. К первым относились Закон Божий (преподавали православие, католичество, лютеранство, иудаизм, при гимназии действовала православная церковь жен-мироносиц), русский язык и словесность, французский и немецкий языки, история, география, естествоведение с гигиеной, математика, физика и космография, педагогика (не только в педагогическом классе), чистописание и рисование, рукоделие. Среди дополнительных предметов были хоровое пение, гимнастика и танцы.
Интересно, что в 1914 году родители гимназисток стали писать заявления с просьбой освободить их дочерей от занятий немецким языком. Это они объясняли тем, что он плохо дается и не хватает времени на другие предметы, либо плохим здоровьем. Настоящая же причина была, скорее всего, в начавшейся войне. Некоторым это разрешали, другим нет (учительнице же надо было работать).
Была в гимназии большая библиотека, которая ежемесячно пополнялась. В месяц на книги и учебные пособия тратили до 300 рублей. Тетради, ручки, перья, чернила, пособия и материалы для рисования и рукоделия, а также для занятий спортом закупались гимназией.
В учебном заведении было два рояля и несколько скрипок, фотоаппарат со всеми принадлежностями и пишущая машинка «Константинополь».
Каждую десятую ученицу оставляли на второй год
Знания оценивались по 12-балльной системе. Оценки ниже 6 считались плохими. Если в выпускном классе все годовые оценки были ниже 6, то выдавали не аттестат, а справку.
Начиная с пятого класса, чтобы перейти в следующий, нужно было каждый год сдавать экзамены. Если оценки были неудовлетворительными, ученицу решением педагогической комиссии оставляли на второй год. Более двух раз в одном классе оставлять не разрешалось. В таких случаях педагогическая комиссия выдавала рекомендацию для родителей забрать ребенка из школы, как неспособного к обучению. Ежегодно на повторное обучение оставалось около 10 % учениц. По этой причине некоторые оканчивали гимназию только в 19-20 лет.
По окончании обучения выпускницы могли работать домашними учителями и имели привилегии при найме на государственную службу.
Исключали за дерзость и… посещение театра без взрослых
Оценивались также поведение и прилежание. Снижали оценку или вовсе отчисляли из гимназии решением педагогической конференции за «дерзость», «манкировку», обман учителя или надзирательницы, пропуск уроков, недостойное поведение вне школы и прочее. Так, одну из учениц старшего класса отчислили за то, что она имела два дневника, один из которых был для отца. Другая расписывалась в дневнике за родителей.
Соблюдать правила поведения ученицы гимназии должны были и за ее стенами. Например, старшеклассницам запрещалось одним посещать театр, цирк, кинематограф, благотворительные вечера, концерты и публичные лекции.
Нельзя было вечером гулять в городском саду, присутствовать на мероприятиях, организованных пожарной дружиной, выходить и выезжать за пределы города без сопровождения взрослых. Так, в исторических архивах сохранилось решение комиссии об отчислении ученицы 1 класса Ядвиги Урбанович. Ее в белом бальном платье на благотворительном вечере увидела надзирательница и велела немедленно уйти. Но та ослушалась, сказала, что продает тут цветы и вообще, уже взрослая.
У гимназисток была форма — шили ее за свой счет. В этой одежде нужно было быть не только на уроках, но и в любых общественных местах.
Кто оплачивал расходы
Финансировалась гимназия из разных источников — плата за обучение, субсидии от канцелярии императрицы Марии, средства из частных фондов и пожертвования. Примерно половину суммы составляла оплата обучения ученицами. Стоило оно тогда 80 рублей за год. Бесплатно учились только несколько человек. Например, в 1910 году их было 16, в том числе одна стипендиатка фонда имени бывшего губернатора Гродно Батюшкова.
Денег на содержание гимназии не хватало, поэтому руководство все время пыталось найти способ экономить. Самой большой статьей расходов была оплата ассенизации — до 250 рублей в месяц! Канализации в здании не было, все стекало в один резервуар, который приходилось еженедельно чистить. Пытались даже договориться с тюрьмой, у которой была своя ассенизаторская бригада, но те не согласились. Потом инженер городского водоснабжения предложил сделать слив воды из умывальников и кухни через специальную трубу прямо в речку Городничанку, что резко уменьшило расходы.
Плата за пользование водопроводом составляла около 20 рублей в месяц, за телефон — 17 рублей. Большая сумма уходила на отопление здания зимой — дрова и их распилка стоили до 300 рублей в месяц. Также постоянно приходилось платить трубочисту.
Сначала освещение в гимназии было с керосиновыми и газолиновыми лампами. На их закупку тратили около 50 рублей. В 1913 году провели электрическое освещение в коридоры и кабинеты начальника и главной надзирательницы, а через год — в классы. Даже установили электрический звонок, который все время ломался, судя по тому, как часто вызывали мастера. Плата за электричество в месяц составляла 13 рублей.
В январе 1915 года в связи с войной гимназия была переведена в г. Калугу, а в 1918 закрылась. А в здании разместили лазарет Красного Креста.