История вокзала в Поречье — неизвестные факты из истории железной дороги от Гродно до Друскеник

Зачем в Поречье был построен такой большой и красивый вокзал — вопрос сегодня неоднозначный. Почти во всех исторических источниках говорится о том, что строили его с прицелом на предстоящее восстание 1863–1864 годов. Но так ли это на самом деле, рассуждает историк Александр Севенко.

Кто проектировал дорогу

Начнем с того, что железную дорогу проектировали не только и не столько поляки, сколько верные престолу люди, а затем и вообще иностранцы. Так, 15 февраля 1851 года был подписан указ Николая I о проведении изысканий для постройки на средства казны дороги Санкт-Петербург — Варшава, а 23 ноября 1851 года император издал указ о строительстве дороги.

Работами по строительству Петербурго-Варшавской железной дороги руководил инженер-генерал-майор Э. И. Герстфельд, его помощниками действительно были генерал-майор Станислав Кербедз (выпускник Виленского университета) и (вероятно, поляк) полковник А. А. Богушевский. Эдуард Иванович Герстфельд был немцем-лютеранином из Лифляндии, участвовал в подавлении восстаний в Польше в 1831 году и в Венгрии в 1849 году. Также точно известно, что и Станислав Кербедз в восстании 1863–1864 годов участия не принимал, а в дни бунта трудился над очередными инженерными объектами.

Строительство дороги началось в 1852 году, однако 10 октября 1856 года Совет Министров Российской империи принял решение о привлечении к ее строительству иностранного капитала. 26 января 1857 года основали Главное общество российских железных дорог (основной капитал — французский). Новоиспеченному Обществу были переданы и дорога, и строительные работы. Возведением дороги с того времени руководили французы: главный директор Коллиньон, частный директор Герен, вице-директора Брессон и Готшальк.

Вокзал был выстроен по масштабам Поречья и всего края просто огромный, второго класса. Больше него были немногочисленные вокзалы первого класса, которые возводились только в столице и самых крупных городах Российской империи. А в губернском Гродно, для сравнения, вокзал был небольшой, только третьего класса, к которому со временем пришлось достраивать различные помещения.

Вокзал и повстанцы

Тем не менее, железную дорогу действительно активно пытались использовать в интересах восстания. Правда, с повстанцами более всего связал свою историю не просторный вокзал в нынешнем Поречье, а маленький вокзал в Гродно. Так, 2 марта 1863 года группа из 42 повстанцев под командованием капитана повстанческих войск Леона Кульчицкого атаковала Гродненский железнодорожный вокзал. Их целью был захват паровоза, с помощью которого они планировали пробиться в Поречье к лагерю отряда Людвига Нарбута.

Однако роте регулярных войск, которая охраняла вокзал, удалось во время отразить нападение мятежников. В результате из 42 бойцов лишь пятеро избежали смерти в бою или пленения и смогли присоединиться к отряду Нарбута. В 1995 году на здании Гродненского железнодорожного вокзала была установлена памятная доска в честь повстанцев, которая красуется на нем и сейчас.

Однако и Поречье «засветилось» в дни восстания. Как сообщает книга «Память. Историко-документальная хроника Гродненского района» (1993), в конце июня 1863 года гродненский губернатор получил сведения о том, что в районе станции Поречье находится большой отряд повстанцев. Согласно предписанию виленского генерал-губернатора туда безотлагательно направили роту солдат. Состоялся бой, после которого повстанцы отошли и сумели спрятаться. Поиски результатов не дали, после чего две роты отправились в Озёры, но и там повстанцев обнаружить не удалось.

Железнодорожная станция Друскеники

Изучая карты и документы середины XIX века, можно узнать, что деревня Поречье была небольшой и затерялась в лесах. Только строительство железной дороги стало катализатором ее роста и развития. Однако новый вокзал находился не в этой деревеньке, а неподалеку, и носил другое название. Он назывался по имени самого крупного и важного ближайшего населенного пункта — железнодорожная станция Друскеники.

Курорт Друскеники был основан в 1837 году на территории Гродненского уезда по повелению императора Николая I трудами Гродненского губернского правления и лично губернатора Доппельмайера. На строительство курорта взяли большую ссуду. Было решено на летний сезон, с мая по сентябрь, перевозить в Друскеники пациентов из гродненских больниц и военного госпиталя. Туда потянулись и другие гродненцы, а также отдыхающие из других мест.

Место для курорта выбрали прекрасное — живописную долину реки Неман в месте впадения в нее речки Ротницы. Минеральные воды были не хуже знаменитых немецких, швейцарских и прочих. Гордость курорта — сосновый бор и исцеляющий воздух.

Правда, добраться до Друскеник было весьма тяжело. Поэтому поначалу тут отдыхали в основном жители Гродно, было немного слонимчан, жителей Вильно, отдыхающих из Минска, Петербурга и других мест. Списки туристов публиковали в периодическом издании «Ундина Друскенинских источников» (Ondyna Druskienickich Źródeł), издаваемом в 1840-е годы в Гродно. Согласно журналу, в тот период на курорте отдыхало всего по несколько сотен человек за сезон.

Путь от Гродно до Друскеник по ухабистой, змейкой скользящей между песчаных холмов дороге, разбитой колесами повозок в ненастную погоду, был тяжелым и изнуряющим, особенно для больных людей, которые ехали на курорт поправить свое здоровье. Несмотря на относительно небольшое расстояние (около 45 километров), добираться до Друскеник приходилось около восьми часов.

Путешественники вынуждены были, теряя время, делать не менее двух-трех «санитарных» остановок в пути: в Гоже или Криничном, а также в корчме местечка Привалка, которая тогда стояла не в самом населенном пункте, а в двух километрах от него, прямо у дороги на Друскеники, у нынешнего знаменитого родника. Нередко путники останавливались и в Ротнице, уже недалеко от курорта, а на обратном пути перед Гродно делали остановку еще и в Грандичах.

Дорогу от Гродно до Друскеник «облагородили» только к концу 1920-х годов, когда руководитель тогдашней Польши Юзеф Пилсудский стал часто ездить на курорт. Он любил это делать на автомобиле, и властям пришлось выровнять и замостить дорогу булыжником. И только с той поры езда по этому пути ускорилась и стала занимать гораздо меньше времени.

На курорт пустили дилижансы и автобусы

В середине XIX века власти Гродненской губернии, которые многое делали для развития курорта Друскеники, решили по максимуму использовать строящуюся железную дорогу Санкт-Петербург — Варшава. На кратчайшем расстоянии от линии железки до Друскеник было решено возвести большую железнодорожную станцию, а от нее — комфортабельный тракт, по которому можно было без всяких остановок, за полтора-два часа добраться до курорта. От станции до места отдыха по расписанию курсировали дилижансы, а после с начала ХХ века и автобусы. Дополнительно пассажиров перевозили по Неману на пароходах до пристани Друскеники. В конце концов, в ХХ веке была построена и железнодорожная ветка от станции Поречье до Друскеник.

Так, Друскеникский вокзал (ныне вокзал в Поречье) стал главными воротами популярного курорта. И если в Гродно хватало гостиниц и ресторанов, и не было нужды возводить такие заведения прямо на вокзале, то в Друскениках в середине XIX столетия вокзал решили сразу строить большим, со складами товаров для курорта, гостиницей и рестораном, с помещениями, где можно было сыграть партию в бильярд или в карты. Бывало, что прибывшие на курорт и не уезжали дальше вокзала — там кутили и волочились за женщинами, «оздоравливались» за бутылкой вина и с трубкой в зубах. Правда, случались там преступления.

К примеру, в конце 1860-х годов корнет 14-го Ямбургского уланского полка, расквартированного в Гродно, Всеволод Крестовский, автор нашумевшего романа «Петербургские трущобы», на Друскеникском вокзале вызвал из-за дамы на дуэль корнета своего полка графа Цукато. На станции их разняли, и молодые люди решили продолжить разборки в уединенном месте — в урочище Секрет, где сегодня находится городское кладбище…

Благодаря этой станции к концу XIX века курорт в Друскениках ежегодно принимал до 50 тысяч гостей, а в период между Первой и Второй мировыми войнами — до 100 тысяч человек! В советское же время в Друскининкай приезжало по 400 тысяч отдыхающих в год. Близость к железной дороге стала причиной развития и деревни Поречье, которая со временем выросла до самой станции и, наконец, дала ей свое название. А в Друскениках, когда туда дошла ветка железной дороги от станции Поречье, появился свой собственный вокзал.

6 ноября 1940 года курорт Друскеники (сейчас — Друскининкай) с окрестными деревнями был передан Литовской ССР.

Фото автора и из открытых источников сети интернет