Никулин на велосипеде — организатор веломарафона «Суседзi» о фамилии, штрафах и травмах

С началом тепла велосипедисты снова выехали на городские улицы. Одного из них знает почти весь Гродно и не только. Сергей НИКУЛИН — участник многих любительских велогонок и беговых соревнований. Он не профессиональный спортсмен, но занимается этим для души.

Наш гость «Вечернего Гродно» рассказал о своей рабочей лошадке, известной фамилии, велосипеде за миллион долларов, штрафах за дорогу, травмах и «Суседзях».

Велосипед под заказ

Фамилия у нашего героя известна далеко за пределами Беларуси, но не благодаря Сергею, а… известному советскому актеру.

— Раньше часто спрашивали, не родственник ли. Я всем говорил, что это мой дедушка. На самом деле это не так. Папа вообще хотел назвать меня Юрой, но не стал, иначе был бы полный тезка Юрий Владимирович Никулин, — признается велолюбитель.

Первый велосипед Сергею подарили родители в 1996 году, когда парень пришел из армии. Со временем молодой человек модернизировал своего двухколесного друга, а когда понял, что уже вырос из него, решил купить новый. Вернее, не купить, а собрать собственный. Нашел на Южном рынке мужчину, который этим занимался.

— Когда первый раз выехал на новом велосипеде, все вокруг него ходили, облизывались. Тогда это был чуть ли не самый дорогой велик в городе, да еще и сделанный под заказ, — вспоминает Сергей.

С этого времени начал ездить на турслеты, где участвовал в велогонках и соревнованиях по бегу. А в 2009 году его и единомышленников впервые пригласили на Maratony Kresowe в Белосток. Так Сергей попал в большой велоспорт. Стал участвовать в любительских велогонках в Беларуси и Польше и параллельно развивать велосипедный спорт в родном Гродно.

— С друзьями решили создать аналог Maratony Kresowe у нас и назвали гонку «Три версты». Сначала катались в Пышках, потом — в Румлево. Собиралась группа, скидывались деньгами, а потом эту денежку делили между победителями, — рассказывает велолюбитель. — В этом году, кстати, первый этап «Три версты» состоится 21 мая в Зарице.

«Я такой: всегда надеюсь, что прокатит»

Число гонок, в которых участвовал Сергей, исчисляется сотнями. В сезон их обычно около двадцати. Поначалу ездил марафоны, это 60–80 километров. Потом, говорит, обленился и перешел на полумарафоны (30–40 км). Они оказались сложнее: дистанция короче, поэтому выкладываться нужно полностью на всем ее протяжении, нет времени на передышки.

Самая длинная дистанция, которую преодолевал Сергей за спортивную карьеру, была 82 км. Гонка тогда проходила в Польше.

— В самом начале соревнования я проколол колесо. Ни камеры, ни насоса с собой не было. А я такой человек: всегда надеюсь, что прокатит. Прошел какое-то расстояние пешком, и один из участников гонки дал мне свою камеру. Этого парня я потом обогнал и за 50 метров до финиша пропустил его вперед. Оказалось, зря. Он хоть и выступал со мной в одной категории, но не был мне соперником. Тогда я занял третье место, — вспоминает Сергей.

Максимальная скорость, которую ему удавалось развивать на марафонах, составляла 57 км/ч, вне гонок, по городу, разгонялся на велосипеде и до 70 км/ч. Дистанцию в 40 км преодолевает примерно за 1,5 часа. Кстати, Сергей не только ездит велогонки, но и участвует в беговых соревнованиях. Его самая большая беговая дистанция — 33 км. Теперь сам проводит такие соревнования. Например, в Румлево был трейл: дистанция в 9 км с набором высоты 658 м.

Посчитал расходы на вело и.. купил стиралку

Самое главное перед гонкой, говорит Сергей, — это хорошенько выспаться:

— Мой организм устроен так, что если накануне я сильно устал, но выспался, проеду хорошо. А если нет, можно не ехать вообще. Чувствую, что выкладываюсь изо всех сил, а пульс разогнать не могу.

На соревнования с собой обязательно берет велоформу, обувь, что-то перекусить в виде энергетических батончиков или вафель, которые можно съесть на ходу, и воду. Вспоминает, как однажды его батончики помогли одному из спортсменов — парень болел сахарным диабетом, но решил поучаствовать в марафоне. На старте упал в лужу, но потом подкрепился и доехал до финиша.

К соревнованиям Сергей готовится круглый год: летом гоняет на велосипеде, зимой бегает. Плюс отжимания, максимум был 197 раз, и приседания. В свои почти 47 лет спортсмен в хорошей физической форме, так что многие, когда узнают его реальный возраст, в это не верят. Сергей контролирует свой вес, сейчас он у него, говорит, «боевой». Весит около 60 кг, только в межсезонье «толстеет» до 62–63 кг.

— Говорят, если велосипед облегчаешь на килограммы, платишь сотни долларов, если на граммы — уже тысячи. Первое время тоже этим заморачивался: вилку поставил жесткую, потому что она легче амортизационной, колеса и диски тормозные дорогие, но легкие. А потом посчитал расходы и решил: я ж не в Олимпийских Играх участвую, жалко тратить такие деньги и… купил себе стиральную машину, — смеется наш герой.

Травмы в велоспорте, как и в беге, признается он, явление частое. За почти 15 лет он не раз ломал руки, ключицу, шею. Одну из гонок, в Слониме, даже ехал с поломанной рукой в гипсе. Было неудобно и больно до слез.

Первое время после гонок, признается Сергей, боялся принимать ванну, думал, судорога сведет и обратно уже не выйдет. Теперь уже привык — сутки отдохнул и на работу.

О гродненской фишке и штрафах

Работает Сергей, кстати, в веломагазине. Ездит сюда и обратно домой на велосипеде, по городу тоже передвигается на двух колесах. Причем всегда в велоформе. В его гардеробе из велоодежды 13 пар шорт, 20 маек, 5 утепленных курток! На свидание на велосипеде — тоже запросто. Разве что для дальних поездок использует общественный транспорт или подвозят друзья.

— Сегодня в городе многое делается для велосипедистов. Растет количество велодорожек. Помню, еще в 2014 году в Москве хотели сделать 70 км велосипедных дорожек. Столько уже тогда было в Белостоке. А в Гродно — одна, вдоль «Азота». Теперь их больше, но есть минус: по закону, у велосипедиста нет на них приоритета. Я не сбивал пешеходов, но часто приходится делать замечания людям, которые идут по велодорожкам, особенно с детьми. Некоторые откровенно не любят велосипедистов: объезжаешь их, а они тебя еще матом обругают, — говорит Сергей.

Еще одна проблема в городе — столбы посреди тротуаров:

— Вроде многое меняется, но иногда так бестолково делается. Многие возмущались по поводу столбов на Румлевском мосту. Был капитальный ремонт, почему было их не сдвинуть? Возле БСМП такая же картина. Ко мне знакомые приезжают из других городов, удивляются, мол, что это, такая гродненская фишка?

Сергей надеется, что когда-нибудь в городе на проезжей части появятся велополосы. Первый шаг в этом направлении уже сделан — с октября прошлого года велосипедисты могут пересекать дорогу по пешеходному переходу не спешиваясь.

Спортсмен старается ПДД не нарушать, но на штрафы приходилось попадать и не раз. В основном, говорит, за езду по дороге.

Кататься предпочитает в Румлевском парке или в Зарице. В сезон наматывает от 6 до 9 тысяч км. Одно время, признается, ругал пешеходов за то, что ходят в наушниках, теперь сам так ездит. Слушает в основном рок, панк-рок или танцевальную музыку. Любимая группа — «Король и Шут».

Заблудился во время гонки

Стоит велосипед Сергея 2 500 долларов. Для хорошего транспорта — это далеко не предел, говорит он.

— Велосипедный спорт считается одним из самых дорогих в мире. Один гонщик участвовал в Олимпийских Играх на велосипеде за миллион долларов. Но, к сожалению, не выиграл, — рассказывает наш герой.

Велосипед Сергея оснащен умным велокомпьютером с навигацией. Правда, однажды во время гонки все же заблудился. Но не по своей вине — пилот-мотоциклист повел лидеров гонки не туда. В итоге слабые участники оказались быстрее. Тогда было принято решение отменить награждение.

Фейсбук и инстаграм Сергея — это мобильное приложение Страва, которое записывает все его тренировки. Оно, кстати, очень выручило во время коронавируса.

— С помощью приложения мы определяли участок длиной от 15 до 20 км. Желающие могли проезжать дистанцию сколько угодно раз, а «Страва» показывала лучший результат среди участников, — говорит велолюбитель.

Главный приз — моральное удовлетворение

За все время спортивной карьеры у Сергея скопилось немало наград. Спортсмен шутит, мол, будет что внукам показать. Кубки, дипломы, медали он хранит дома, на полках. Самая ценная награда — кубок за 4-е место в его категории и 10-е среди всех на Maratony Kresowe в 2015 году.

— Тогда нужно было пройти 15 этапов, из них 13 шли в зачет. В финальной гонке у меня был принципиальный соперник. Расстояние между нами было большое, он меня обходил. На одном из кругов я его догнал. В дороге у него свело ногу, и я предложил поехать вместе. Потом уже, на награждении, я узнал, что за прохождение 10 гонок начисляют бонусы. Их мне хватило, чтобы обойти своего соперника на 20 баллов.

Сергей признается, что финансовой выгоды от соревнования не получишь, главный приз — моральное удовлетворение.

Некоторые потом «спасибо» говорят

Сергей Никулин известен в городе по веломарафону «Суседзi», который проходит ежегодно на Августовском канале. В этом году это будет 11-я гонка. В первом соревновании приняли участие 74 человек, теперь число участников выросло почти до 800. В этом году велодистанций будет четыре, как и раньше: марафон (65 км), полумарафон (42 км), фит-марафон (21 км), мини-марафон (10 км). Планируют добавить беговые. За все дистанции Сергей — ответственный. Именно поэтому первое время, его не допускали к гонке.

— Тогда местные жители снимали стрелки, ленты. Бывает, в пятницу все есть, утром следующего дня на протяжении трех километров вся разметка снята. Сейчас уже не срывают, — замечает Сергей. — Я делаю трассу максимально сложной. Некоторые потом «спасибо» говорят, мол, «Никулин, я тебя ненавижу». А мне это как бальзам на душу. Все знают, что трасса будет непростая. Стараюсь найти длинные подъемы, узенькие тропинки. У нас всегда дежурит скорая.

Сергей также готовит трассы для чемпионата РБ по горному велосипеду возле Коробчиц. Больше всего ему нравится дистанция в Дрогичине, она проходит через холм, на котором стоит монастырь.

Теперь он мечтает съездить в качестве зрителя на какой-нибудь этап шоссейной многодневной велогонки «Тур де Франс» или «Джиро д’Италия».