«Человеку без чувства юмора нужно давать инвалидность» — поэтесса Лёля об «Аншлаге», бардах и веселых стишках
Гродненская «поэтесса малых форм» Лёля о выступлении в «Аншлаге», «Рубероиде», самоиронии и почему не любит 1 апреля. Она вышла на сцену в зрелом возрасте, но успела покорить публику острыми смешными стихотворениями. Ей аплодировал Владимир Винокур, а Регина Дубовицкая хотела видеть в «Аншлаге».
В День смеха гродненская поэтесса и бард Ольга Головня рассказала о «лёликах», агитбригаде, клубе бардов и чувстве юмора.
Юмор — это ум и эрудиция
Мое советское детство, как у большинства людей, было счастливым. Оно не зависит от государственного строя и достатка семьи. Для ребенка главное отношение, а родители уделяли нам много времени: читали книжки, мы постоянно выезжали на отдых с палаткой и ходили на концерты. Папа работал главным бухгалтером на «Азоте», мама — заведующей читальным залом в детской библиотеке. Читала не книгами, а собраниями сочинений.
Я девочка из интеллигентной семьи, поэтому попала в «английскую» СШ № 14, потом занялась волейболом и перешла в спорткласс СШ № 2.
В детстве я была стеснительной, не участвовала в самодеятельности, но пела в хоре и выступала в конкурсе чтецов. Тогда это было очень модно. На конкурсе победила со стихотворением: «Руки, соткавшие красное знамя».
Человеку без чувства юмора нужно давать инвалидность. Юмор — это проявление ума и эрудиции. Наверное, чувство юмора я переняла от родителей. Папа любил «черноватенькие» шутки.
В школе дразнили стихоплётшей
Первые стишки написала еще в начальной школе. Это были строчки про природу, про погоду, про игрушки… Даже еще не про любовь. Общую тетрадь отдала учительнице русского языка, а она, видимо, из добрых побуждений, чтобы показать, какая я молодец, прочитала стихотворения всему классу. Меня начали «троллить» и называть стихоплётшей.
Перестала писать, сожгла тетрадь и нажила кучу комплексов.
ВИА «Рубероид-2»
Поступила на физфак, потому что любила точные науки. Не нравилось учить правила по русскому языку. Зашла в университет, увидела, где самый высокий конкурс и решила поступать, чтобы в случае неудачи объяснить это конкуренцией. Поступила, и со второго курса участвовала в агитбригадах. На факультете мы создали вокально-инструментальный ансамбль «Рубероид-2», пели песни-переделки на студенческие темы. Я сочиняла тексты и выступала на сцене.
Потом попала в университетскую агитбригаду. Мы объездили всю страну, бывали на конкурсах в Крыму.
Песни на Зелёнке
Еще в школе увлекалась бардовской песней. В Гродно в моде были такие клубы. Но постепенно это угасло. В 2004 году мы поехали в Витебск на конкурс бардовской песни, нас спросили, как вас подписать. А названия не было. Так и подписали диплом: «Клуб неорганизованных бардов Гродно». Это название существовало, пока мы не попали под крыло городского центра культуры. Сменили название на более солидное: «Клуб организованных бардов». Сейчас у нас народное любительское объединение, которое я возглавляю. Встречаемся два раза в неделю, поем песни, планируем концерты и фестивали.
В Гродно с 1982 года существует фестиваль «Зеленый Гран-при». Мы шутим, что старше нас только «Сан-Ремо». Каждый год организуем фестиваль «Зелёнка Онлайн». Все желающие присылают свои записи. В этом году проведем конкурс традиционно в последние выходные мая. Попасть туда могут все желающие бесплатно.
Улыбка фестиваля
В университете познакомились с Сергеем Ильюшенко, с которым начали вместе выступать. Мы не классический дуэт, когда на сцене красивый высокий мужчина, а рядом с ним изящная женщина. У нас кабаре-дуэт, который исполняет юмористические песни. Начались успехи, на фестивале «Петербургский Аккорд» попали в список дипломантов и получили приз «Улыбка фестиваля».
Лёля и лёлики
Лёля — это не псевдоним. Так меня всегда называли дома, а на работе только Ольгой. Кто-то из знакомых назвал мои стихи «лёликами» по аналогии с «гариками» Губермана. Но сама я так свои стихи не называю.
Перед выступлениями читаю свои стихи мужу и иногда друзьям. Поняла, что если друзья не смеются, то зрители точно будут хохотать!
Новикова называла деточкой
Искала образ романтической поэтессы, смотрела на женщин Серебряного века. А мне всегда приписывали роль председателя колхоза, которая одной левой может уложить десять мужиков. Но в душе я тонкая романтическая натура. Так родился мой сценический образ: шляпка, вуаль и мундштук.
Попасть в «Аншлаг» помог конкурс «Москва-Транзит-Геленджик», где в жюри были ребята из Экс-ББ и Клара Новикова. Почитала им свои стишки, после чего подошла Новикова и еще до моей победы в конкурсе пригласила в «Аншлаг». Мне позвонила Дубовицкая: «Здравствуйте, я разговариваю с той самой Лёлей?» В тот момент я подумала, что мне звонят из параллельного мира.
Было интересно посмотреть на людей, которых раньше видела по телевизору. Они оказались милыми. Арканов подарил книжку со стихами песни «Оранжевое небо». Только тогда я узнала, что это он ее написал.
Клара Новикова приятная женщина. Она маленького роста, разговаривала со мной, задирая вверх голову, и говорила: «Деточка моя».
Крупная поэтесса малых форм
Эту фразу я придумала для представления на сцене. Сама я крупная, а стихи пишу короткие. Чтобы смеяться над собой, нужно иметь высокий уровень самооценки. Женщина всегда хочет быть красивой, а не смешной. Я не стесняюсь иронизировать над собой, мы все не без недостатков. Если над ними шутить, временами они становятся достоинствами.
Я не люблю 1 апреля. Я доверчивая, поэтому меня легко разыграть. Могу пошутить, а сама обижаюсь. Была такая история, что мне позвонила подруга из другого города и сказала, что скоро заедет в гости. Мы бросились по магазинам готовить стол, накрыли, а она пошутила. Пришлось звать гостей, чтобы стол не пропал. Не могу сказать, что в тот момент мне было смешно.
Старайтесь жить счастливо
Белорусы — нация с великолепным чувством юмора. Посмотрите на наших КВН-щиков. Наверное, дело в нашем менталитете. Даже сказочный персонаж Нестерка умный, хитрый и забавный.
Каждая женщина мечтает, чтобы все хорошо было у детей. Чтобы денег было много, и еще раз, чтобы денег было много… Домик у моря, чтобы дети и внуки чаще приезжали. Так не приезжают, а к морю точно приедут (смеется).
Вообще, нужно стараться жить счастливо, как бы ни было тяжело. Другой жизни у нас нет и не будет. Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.
Любимые юмористы
Из современных юмористов нравится Владимир Вишневский. Всегда люблю краткие стихотворения, потому что на пятом куплете обычно забывают, что было в первом. Нравится Слепаков, Жванецкий с его тонким еврейским юмором. А еще смешное в самых простых вещах видел Слава Сэ. Люблю стендап и шоу «Импровизация». Трудно выбрать лучшие бардовские песни. Любимых песен много, авторов тоже: от классиков Визбора и Высоцкого до современных Елены Касьян и Натальи Колесниченко.
В тему
Недавно Ольга Головня выпустила книгу «Нет, я еще от жизни не устала». Посвящение к ней написал поэт и юморист Владимир Вишневский.
«Среди дам, пишущих в рифму, приятные открытия сколь редки, столь и драгоценны. Еще реже умение, если угодно, дар воплотить самоиронию в стихи, которые удобно читать. И даже цитировать. Ценно и то, что они становятся неотрывны от облика поэтессы, исполняющей их со сцены. И это также впечатляет».
Фото из личного архива героини