Кабинет начальника стал квартирой — как живут в здании бывшей таможни на Окульной улице в Гродно
Пенсионерка Ангелина Владимировна почти 40 лет живет в необычном доме. Раньше здесь находился крупный таможенный пост «станция Лососно». А квартира гродненки была… кабинетом начальника поста. Мы узнали, какие тайны хранит здание с богатой историей.
Была таможня, теперь — дом
Необычный жилой дом находится на Окульной улице, 2. Одноэтажный и деревянный, он похож на многие другие в частном секторе в районе улиц Сокольской, Супольной и Холодной. Перед главным входом идет гравийная дорога, усеянная ямами. За домом растянулось несколько оживленных железнодорожных путей, откуда то и дело доносится шум от проезжающих составов.
Сегодня трудно представить, что когда-то здесь досматривали грузы и оформляли документы. Тем не менее осенью 1944 года именно в здании на Окульной, 2 был открыт крупный таможенный пост «станция Лососно». Как писал в книге «Пять веков гродненской таможенной службы» известный краевед Виктор Саяпин, начальный штат поста составлял всего два человека. Таможня здесь располагалась до 1986 года, после этого здание решили сделать жилым домом и сюда начали заселять людей.
Пенсионерка Ангелина Владимировна вместе с мужем стала одной из первых, кто здесь поселился. Сюда семья переехала в декабре 1984 года. В здании им выделили трехкомнатную квартиру площадью 74 кв. м, в остальной части еще работали таможенники. В комнате, где сейчас живет женщина, находился кабинет начальника поста. В отдельном помещении располагался телетайп для обмена сообщениями, рядом был кабинет приемосдатчиков, тут же оформляли документы и накладные. Рядом с домом на огромной площадке грузились и разгружались фуры с товарами — сейчас это территория соседа.
Ходили по квартире в валенках
Вскоре таможня окончательно съехала, и дом стал полностью жилым. Поначалу дом имел адрес «Станция Лососно», и только 15 лет назад он стал Окульной улицей, 2 (хотя в табличке на воротах ошибка — Окольная, 2).
В 2006 году многие соседи Ангелины Владимировны переселились в квартиры. Теперь помимо пенсионерки тут живет еще один мужчина, но поговорить с нами он не захотел.
Ангелина Владимировна признается, что первое время приходилось трудно, так как в квартире не было никаких удобств:
— Пока здесь находилась таможня, здание отапливали за счет отдельного котла, приходили истопники. А когда съехала, топить было некому, ходили по дому в валенках — так было холодно, — признается 70-летняя пенсионерка.
Теперь тут есть все удобства — газ, тепло, холодная и горячая вода, местная канализация, туалет с ванной. Коммуналка тут немаленькая — только за январь вышло 200 рублей. К дому Ангелина Владимировна с мужем пристроила отдельную кухню. Сначала все делали сами, потом дети помогали. В 2007 году жилье приватизировали — на старые деньги вышло 75 миллионов рублей. Сумма на то время, признается хозяйка, была внушительная. Сейчас женщина живет одна, на выходные к ней приезжают внуки.
— В деревнях дома выглядят лучше, чем мой. Но живется мне тут хорошо, не то, что эти ваши девятые этажи. Чего не хватает — сама сделаю. Всю жизнь только на себя и рассчитывала, — говорит пенсионерка.
Что будет со зданием
Остальная часть дома пустует с 2006 года и сейчас принадлежит Белорусской железной дороге. По словам Ангелины Владимировны, сюда хотели заселить людей, но желающих нет. Всему виной — ужасное состояние. Попасть внутрь мы не смогли — двери закрыты на замок, а окна заколочены досками.
Между тем сразу и не скажешь, что постройка разрушается: шиферная крыша не прохудилась, а деревянные брусы намертво лежат на фундаменте и выглядят основательно, резной наличник на месте и нуждается лишь в покраске. Лишь деревянный конек кое-где лишился элементов, но восстановить их не составит труда.
По слухам неиспользуемую часть таможни хотят выставить на аукцион. Однако под какие цели, неизвестно.