Самое сложное сделать «скелет» — как гродненец собирает корабли

Пушки размером с ноготь, а спасательный круг не больше ушка иголки — копии известных военных кораблей делает гродненец Павел Новокольский. Гость «Вечернего Гродно» рассказал о необычном увлечении, кропотливом процессе создания мини-флота и самой большой мечте.

Море сменил на службу

Свой первый корабль Павел собрал более 20 лет назад. Это была простая модель, неказистая, ничем не примечательная, признается он.

— В детстве много читал приключенческой литературы, проникся любовью к морю и морским судам. Узнал, что в областном центре технического творчества есть кружок по судомоделированию и стал его посещать, — рассказывает он. — И сейчас мои учителя там работают. Иногда захожу к ним поздороваться, пообщаться.

После школы собирался поступать в военно-морское училище в Калининграде, но мечта осталась мечтой, пришлось остаться в Беларуси. Окончил Белорусский институт правоведения по специальности «Юридическая психология», академию МВД. Теперь работает в Октябрьском РУВД старшим участковым инспектором по делам несовершеннолетних. А все свободное время посвящает любимому хобби.

Собрал «Бисмарк» и «12 апостолов»

В свои 36 лет Павел сконструировал около двух десятков судов. Большинство из них хранятся в областном центре технического творчества. Дома лишь те, что смоделировал за последние 6–7 лет. Среди них — гордость военно-морского флота Третьего рейха линкор «Бисмарк» и крупнейший парусный корабль Российской империи «12 апостолов». Обе модели — практически точные копии оригиналов, уменьшенные в 250 и 96 раз соответственно! Длина каждой — около 1,20 метра. Вес — примерно 3–4 килограмма.

— Моделей мало, потому что на каждую уходит по 2–3 года. Новый проект делаю уже около года, — объясняет Павел. — Все упирается во время. Материалы для судов приходится заказывать из-за рубежа. Почтой с американских форумов и аукционов или «Алиэкспресс» идут месяц–полтора.

Некоторые готовые детали наш герой покупает на специализированных сайтах, но многое делает сам, иначе, говорит, остается только раскрасить корабль, а это уже не моделирование, а раскраска.

Самое сложное — сделать «скелет»

Начинается сборка с 3D-модели палубы, которую Павел делает сам. Затем знакомые ребята прочерчивают ее специальным лазером. Самое сложное в моделировании судов — изготовление корпуса и мелких деталей.

— Сделать скелет — процесс монотонный, трудоемкий и долгий. Плюс сборка мелких деталей — это зрение, кропотливая работа. Одну можно делать неделю.

За основу для будущих кораблей Павел берет чертежи из книг-анатомий линкоров, где очень подробно описано их строение, и делает максимально точную копию, только в уменьшенном размере. Самый популярный масштаб — 1:350, но наш герой делает модели побольше — так лучше можно рассмотреть детали корабля.

— Можно сделать сколько угодно судов, но где их хранить? И я сторонник того, чтобы потратить больше времени и собрать меньше моделей, но сделать их гораздо более эффектными. Например, если посмотреть на нижнюю палубу парусника «12 апостолов», можно увидеть рулевое колесо, трапы, мини-пушки — их тут, кстати, 120. Все мелкие детали разрисовываются кисточкой, остальное аэрографом.

Корабли изготавливаются из дерева, оно должно быть специальным образом высушено и обработано. Исключение — некоторые маленькие детали. Они сделаны из цветного металла, например, латуни.

— Своими руками такую рейку шириной 3 мм и толщиной 0,5 мм не сделаешь, нужно покупать. Ими обклеивается палуба, — рассказывает Павел.

Одна модель, признается он, стоит от 700 до 900 долларов. Больше всего «тянет» материал. Например, баночка краски объемом 14 мл стоит 15 рублей. На один корабль нужно минимум две. Причем заказать их можно только в зарубежных интернет-магазинах.

Собирает корабли Павел дома — на кухне или на балконе, с помощью инструментов, в основном медицинских. В ход идут скальпель, пинцет, зажимы, микросверла, микрокомпрессор, микродрель.

Спасательный круг размером с ушко иголки

Из всех судов больше всего нашему герою нравится модель немецкого линкора «Бисмарк». Это известный корабль Второй мировой войны, один из крупнейших в свое время. Судно было потоплено в своем первом и единственном бою.

Корпус мини-корабля обшит тоненькими деревянными рейками — всего их тут около 5–6 тысяч. Верхняя часть судна комбинированная — пластик, дерево, металл.

В модели можно рассмотреть все до мелочей — дополнительные шлюпки, пушки, лестницы, винты, стойки, мачты, радар, глубинные бомбы и даже спасательные круги, размер которых не более двух миллиметров. Не хватает разве что… экипажа. Но это и не нужно, говорит Павел, иначе корабль будет выглядеть игрушечным.

Сейчас работает над моделью старейшего в мире парусника из тех, что на плаву, под названием «Конституция». Он все еще числится в боевом составе американского флота. Был построен в 1790 году. Уже собрана часть нижней палубы, нанесены герб и название корабля, готовы мини-пушки.

Мечта — японский линкор «Ямато»

Мечтает Павел собрать один из легендарных кораблей японского флота — линкор «Ямато». Его копия в масштабе 1:10 сейчас установлена в музее в Японии. Длина судна — около 30 метров! Корабль был потоплен в конце Второй мировой войны, а вместе с ним уничтожены все оригинальные чертежи. Остались лишь сведения ветеранов, которые строили этот корабль, шпионские чертежи и кинохроники.

— Все наши мечты упираются в финансы. Базовый набор такого корабля стоит около 400 долларов, а дальше — как аппетит позволяет, — улыбается Павел.

Была мысль собрать «Черную жемчужину» из знаменитого фильма «Пираты Карибского моря». Но проблема в том, что корабль этот вымышленный, непонятно, как он должен выглядеть. В качестве прототипа моделисты часто используют шведский военный корабль «Ваза».

Музей на дому

К слову, в перерывах между кораблями Павел собирает другую технику. В его коллекции есть модель знаменитого немецкого танка «Тигр», который участвовал во Второй мировой войне. Она в 16 раз меньше оригинала и его полная копия.

Наш герой также воспроизвел известный автомобиль DeLorean DMC-12 из культового фильма «Назад в будущее» и лимузин «ЗИС-110», на котором ездил Иосиф Сталин. Кстати, сделаны они из металла, вес одной модели — около 10 кг.

Все работы Павел хранит в зале — в шкафу или на специальных полках подальше от сыновей (а их в семье двое — 6 и 9 лет) и… кота Макса. Но у них, говорит, жесткая дисциплина: смотреть можно, трогать — нельзя.

Мини-музей дополняют репродукции оригинальных картин известных художников Ван Гога, Даля, Пикассо, Мунка. Их пишет супруга Павла. Анастасия работает в МЧС, но в свое время занималась в художественной школе. По просьбе мужа нарисовала фотографию обложки одного из альбомов популярной рок-группы Pink Floyd.