Учительская колония — репортаж из уникального, но малоизвестного квартала в центре Гродно
В самом центре Гродно есть жилой квартал, про который мало кто знает. Здесь расположены девять старинных зданий, которые построили еще в 30-е годы прошлого века для преподавателей. Называется он Учительская колония. Мы узнали, чем примечателен район и как тут живут люди.
Где эта улица, где этот дом
Найти Учительскую колонию довольно просто: от «Евроопта» на Лермонтова идем вверх по улице Чкалова, через 50 метров справа увидите необычный деревянный двухэтажный дом №5. С него и начинается уникальный жилой квартал. Рядом припаркован автомобиль, в окнах горит свет. Открываем входную дверь и попадаем на очень тесную площадку. Вверх уходит узкая деревянная лестница. На одной из дверей, как в коммуналках, написаны сразу несколько фамилий.
В одной из квартир живет одинокая пенсионерка Людмила Петровна. Пять лет назад вместе с мужем купила здесь квартиру за 11,7 тысяч долларов. Потом супруги развелись, а жилплощадь поделили на две комнаты по 19 кв. м. Теперь у каждого отдельный вход. Правда, комната бывшего мужа пустует. Есть в доме небольшая кухня, прямо у входа — совмещенный санузел, рассчитанный на две семьи. Этот дом, говорит женщина, построили еще в 1938 году:
— Сначала здесь было печное отопление, но мы решили поставить газовый котел, провели батареи. Печку не разбирали — мало ли что случится зимой. За коммуналку плачу около 88 рублей — не так уж и много.
Помимо пенсионерки, в доме живет еще три семьи, в основном — пожилые люди. Район этот спокойный, тихий. Рядом — магазин, аптека, поликлиника. До работы — пять минут ходьбы. Но есть минусы.
— Дом нуждается хотя бы в косметическом ремонте. Санузел у нас не отапливается. Дом находится прямо возле дороги, никак не огорожен от посторонних. Территория рядом не убирается, — отмечает пенсионерка.
Мешает шум от кожзавода и неприятный запах
Учительская колония — это не только улица Чкалова, но и улица Осипенко. Она очень короткая — всего 80 метров. Здесь находятся сразу пять исторических построек. Часть из них сохранились в хорошем состоянии, остальные пустуют. В конце улицы — тупик, сразу за ним начинается территория кожзавода.
Вплотную к стене завода примыкает дом № 4. Постройка заметно выделяется на фоне остальных огромными застекленными верандами и деревянным крыльцом. Почти весь первый этаж здесь занимает пенсионерка Мирослава Викторовна. Женщина живет тут с 1976 года. Детство провела на соседней улице Зелёной. Когда ликеро-водочный завод расширялся, ее семье дали квартиру в хрущёвке на Доватора. Потом пенсионерка вышла замуж и вернулась на малую родину, правда, уже на улицу Осипенко.
Сначала супруги ютились в небольшой комнате, но, когда владельцы соседних квартир съехали, выкупила их жилплощадь и объединила в одно. Сейчас у нее более 72 кв. м., на которых прописаны пять человек. Правда, женщина живет здесь в основном одна. Летом приезжает дочка с внуками.
— У нас здесь тихо и спокойно, все друг друга знаем. Но есть нюансы. Прямо за забором — кожзавод. Это постоянный источник шума и неприятного запаха, — рассказывает пенсионерка.
Несколько лет назад водоканал менял трубы, электросети — столбы с проводкой. Рядом с одним из них прямо напротив дома серьезно просела земля. Специалисты сказали, что виноваты подземные воды. С тех пор под комнатой Мирославы Викторовны поселился незваный гость — что за он, женщина не знает. Чтобы избавиться от такого соседа, планирует менять пол.
Возле дома пенсионерка разбила небольшой огород, а соседи поставили беседку. Рядом растет несколько яблонь. Одна из них от старости почти сгнила, но держится и даже плодоносит. По словам нашей собеседницы, эти деревья когда-то посадил бывший директор 4-ой школы, который построил и дом, в котором сейчас она живет.
Постройке дадут новую жизнь
Через дорогу от Мирославы Викторовны находится, пожалуй, самый печально известный дом колонии № 3. По словам женщины, до 2015 года тут жили люди, но их отселили, поскольку постройка стала аварийной. Ее облюбовали бомжи, сейчас она находится в полуразрушенном состоянии: в доме почти нет окон, кое-где даже вырваны оконные рамы, крыша отсутствует…
Вместе с тем городские власти дают дому второй шанс. Здание с участком в 11 соток выставили на аукцион. Начальная сумма — всего 8,5 тысяч рублей. По условиям торгов покупатель обязан будет предельно точно восстановить разрушающуюся постройку, а именно воссоздать конструктивные и стилистические особенности здания с учетом имеющихся данных. Фасады выполнить в стиле деревянной архитектуры, характерной для существовавшей исторической застройки с применением традиционных деревянных отделочных материалов, исключив диссонирующие элементы. Аукцион назначен на 14 февраля.
Также на улице Осипенко продается двухэтажный дом № 2, он нежилой. За уникальное здание с участком хозяин хочет почти 85 тысяч долларов.
Справка «ВГ»
Как рассказал историк Андрей Вашкевич, в районе бывшей 4-ой школы раньше было месторождение глины (по одной из версий здесь добывали глину для Коложской церкви). Рядом возвели несколько кирпичных заводов. В сентябре 1932 года в результате авиакатастрофы погибли два польских летчика — Станислав Вигура и Франтишек Жвирко. Незадолго до смерти они победили на престижном международном авиаконкурсе. В их честь во многих городах страны называли проспекты, ставили памятники. Именно тогда на карте Гродно появились две новые улицы — Жвирко и Вигуры.
В предвоенные годы тут построили около 10 деревянных домов для преподавателей бывшей городской школы № 8 (потом — специальная школа № 4 на улице Лермонтова, теперь частная школа «Территория успеха») и назвали Учительской колонией. В каждом доме было несколько квартир с большими светлыми комнатами, солнечными верандами и оформленными резьбой по дереву входами. Кстати, эти дома в народе прозвали «еврейскими». Местные думали, что только евреи могли позволить себе жилье с такой оригинальной архитектурой.
— Уникальность комплекса Учительской колонии в том, что все здания — деревянные. Использование дерева в качестве стройматериала для строений в таком современном для первой половины XX века стиле как конструктивизм, — очень редкое явление, что придает застройке архитектурную ценность европейского масштаба, — говорится в сборнике «Біяграфія гарадзенскіх вуліц. Ад Фартоў да Каложы».
После Великой Отечественной Жвирко и Вигуры были переименованы в честь уже советских летчиков Валерия Чкалова и Полины Осипенко, также погибших в авиакатастрофах.