В центре Гродно восстановят одно из зданий «Учительской колонии» — что за оно и где находится
В центре Гродно снесут уникальный дом, построенный в стиле деревянного конструктивизма. Постройка на улице Осипенко, 3 раньше относилась к бывшей Учительской колонии — комплексу зданий, где жили преподаватели.
Сейчас оно нежилое и разрушается, однако городские власти планируют найти инвестора, который бы восстановил аутентичную постройку в первозданном виде.
Вырванные окна, нет крыши…
Улица Осипенко — совсем короткая улочка между кожзаводом и бывшей 4-ой вспомогательной школой на Лермонтова. На перекрестке у «Евроопта» поднимаетесь вверх по Чкалова и через буквально 30 метров увидите необычные деревянные двухэтажные особняки. Их тут семь — в большинстве можно заметить следы жильцов, однако остальные дома стоят бесхозные. Это и есть бывшая Учительская колония, где раньше проживали преподаватели. Все эти дома были построены после 1932 года.
Около самого кожзавода вблизи кирпичной стены можно встретить, без сомнений, самое непрезентабельное здание. Окна без стекол, вырванные оконные рамы, забитые входные двери, отсутствующая крыша — это и есть то самое здание на Осипенко,3.
Именно его и планируется снести. Само по себе оно не является ценностью, хотя находится на территории историко-культурной ценности «Исторический центр г. Гродно». Однако постройку не просто снесут, но и восстановят. При этом нужно будет построить копию исходника. Того, кто это будет делать, определят на открытом аукционе, который пройдет в следующем году. Проводить его будет «Гродненский центр недвижимости».
— Необходимо применить решения, направленные на воссоздание конструктивных и стилистических особенностей здания с учётом имеющихся данных.
Фасады выполнить в стиле деревянной архитектуры, характерной для существовавшей исторической застройки «Новый свет» и «Учительская колония», с применением традиционных деревянных отделочных материалов, исключив диссонирующие элементы, — такие условия будущего аукциона.
Будущий инвестор обязан учесть архитектурные особенности элементов фасадов, такие как членение и модуль оконных и дверных проёмов (ставки, наличники, обрамление оконных проёмов), декоративные и иные подобные элементы.
Известно, что общая площадь земельного участка — 11 соток. Эту землю победитель торгов получит в аренду сроком на 50 лет. Еще одно условие — восстановленное здание не должно быть выше 11 метров.
Начальная цена на торгах — 8500 рублей.
Что за Учительская колония?
Учительской колонией в народе прозвали район современных улиц Осипенко-Чкалова. Но еще в начале 1930-х годов эти улицы назывались иначе. В сентябре 1932 года в результате авиакатастрофы погибли два польских летчика — Станислав Вигура и Франтишек Жвирко. Незадолго до смерти они победили на престижном международном авиаконкурсе. Авиаторы мгновенно стали национальными героями. В их честь во многих городах страны называли проспекты, ставили памятники. Именно тогда на карте Гродно появились две новые улицы — Жвирко и Вигуры.
Примерно в том же году было построено около 10 деревянных домов для преподавателей различных гродненских учебных заведений.
«Сердцем» будущей колонии стала только что возведенная городская школа №8 (недавно — специальная школа №4 по улице Лермонтова, а теперь частная школа).
В каждом таком домике размещалось несколько квартир с большими светлыми комнатами, солнечными верандами и оформленными резьбой по дереву входами. Кстати, эти дома в народе прозвали «еврейскими». Вероятно, из-за своей оригинальности.
— Уникальность комплекса Учительской колонии в том, что все здания — деревянные. Использование дерева в качестве стройматериала для строений в таком современном для первой половины XX века стиле как конструктивизм, — очень редкое явление, что придает застройке на улице Осипенко архитектурную ценность европейского масштаба, — делают вывод авторы сборника «Біяграфія гарадзенскіх вуліц. Ад Фартоў да Каложы».
После Великой Отечественной здания Учительской колонии сменили хозяев. Более того, улицы Жвирко и Вигуры были переименованы — на этот раз в честь уже советских летчиков Валерия Чкалова и Полины Осипенко, также погибших в авиакатастрофах.