Каток на Ожешко, пошлое кабаре в ресторане и авантюрист-сутенер — что происходило в Гродно 90 и 100 лет назад
Историк Василь Герасимчик в новостях из прошлого рассказывает про убийство топором, скользкие улицы, кражу радиоприемника и Санта-Барбару гродненской семьи.
Назад в прошлое: 15–21 декабря 1922 и 1932 годов
1922 год
15 декабря
Около 21 часов был убит житель д. Рывки (гмина Скидель) 36-летний Дмитрий Шостра. Убийство произошло на дороге из д. Рывки к железнодорожной станции. Преступник прибыл в деревню с целью нанять подводу, чтобы отвезти вещи.
Шостра вызвался помочь, и был убит собственным топором, который преступник забрал с собой, вместе с лошадью и возом, далее направился в сторону Каменки. Убийца был одет в пальто летнее военного цвета с американского сукна, говорил по-русски. Начат поиск.
17 декабря
Руководство братской помощи, учениц государственной женской гимназии имени Эмилии Плятер в Гродно, провело в городском театре концерт под названием «Вечер Манюшки». Сначала Я. Кучковский сделал сообщение о Манюшко, затем С. Морович-Кучковская под аккомпанемент А. Стефанович-Новицкой исполнила песни Манюшки. Доход с мероприятия пошел в пользу бедных учениц гимназии.
В ресторане «Европейского отеля» состоялось кабаре прямо при столиках клиентов. Это вызвало скандал и вопрос к городской администрации — как она могла допустить подобное в отношении девушек и гродненского общества?
19 декабря
В 10 часов, на площади Театральной, при участии большого количества гродненцев, состоялась литургия за спокойствие души убитого в Варшаве 16 декабря первого президента Польши Габриеля Нарутовича.
21 декабря
В Гродно создан отряд харцеров из четырех отделений (организационное, пресса, техническое, хозяйственное). Его возглавил Владислав Лотошек.
1932 год
16 декабря
В Крынках из-за личной неприязни произошла драка между Константином Кузьмой и Никодимом Носким, последний из которых получил многочисленные повреждения. Доктор констатировал тяжелое состояние потерпевшего.
17 декабря
Пересечение улиц Ожешко и Босняцкой представляет собой непреодолимый каток. А по ул. Городничанской на участке от Ожешко до площади Свободы скользким тротуаром пользуются дети, которые катаются здесь на санках, в то время как обычные пешеходы калечатся.
Городские власти так и не решили проблему туалетов в школе № 7 по ул. Липовой. Дети 7-8 лет продолжают стоять в очередях в хлев, находящийся в нескольких десятках метров от школы и имеющий всего несколько мест. Это провоцирует заболевания, которым по этой причине подвергнуты около 70 % школьников.
18 декабря
Завершилось разбирательство по делу 56-летнего Константина К. и его 50-летней супруги Ванды. У них есть дети Чеслав (22 года) и Констанция (23 года). У Констанции был любовник Нарциз, мужчина женатый, от которого девушка родила Юрия и Ирину, добившись того, что своими детьми их записала… Ванда. Их крестным выступил Чеслав.
Все бы ничего, но Ванда подговорила супруга Константина зарегистрировать детей в городской службе для получения материальной помощи. В течение нескольких лет государство выплатило на Юрия и Ирину около двух тысяч злотых. Когда оказалось, что они на самом деле дети не Ванды, а Констанции, был начат судебный процесс «за нелегальное получение денег на нелегальных внуков».
Вся сложность была в том, что Нарциз, любовник Констанции, признавал только одного ребенка, а в отношении второго – уверенности не проявлял. Но в итоге сдался и записал своими обоих. Стремление спасти честь дочери могла стоить Константину и Ванде довольно дорого, но после подробного разбирательства суд принял решение об их амнистии.
19 декабря
Ночью в зал железнодорожного «Огниска» по ул. Ягеллонской, 9 пробрались воры и вынесли радиоаппарат с аккумулятором, 12 ножей, 12 вилок, портрет маршала Пилсудского и др. Всего на сумму 336 злотых. Преступники сумели бесшумно попасть в помещение при помощи подобранного ключа.
Известный гродненский авантюрист Б. Тарасевич засветился в Белостоке. Выйдя недавно по амнистии, он занялся сутенерством, но только уже в центре воеводства.
Когда в отеле «Палац» он пытался выбить деньги из своей подручной Бжезиньской, та вызвала помощь, и Тарасевича забрали в полицию. Только на этот раз ему придется познакомиться не с гродненской, а белостоцкой тюрьмой.