Народное ремесло Беларуси включено в список ЮНЕСКО, этому творчеству нет аналогов в мире
1 декабря 2022 г. на 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО принято решение о включении белорусской номинации «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из наиболее национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов.
«Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси этот вид ремесла обрел новую жизнь, обогатил арсенал народного искусства новыми находками, стал массовым видом современного художественного творчества. Определение «белорусская соломка» приобрело значение национального бренда. Художественные изделия и сувениры из соломки безошибочно ассоциируются с Беларусью, свидетельствуют о творческих способностях и трудолюбии белорусов», — сообщает Министерство культуры Беларуси.
В Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Начало использования восточными славянами соломы, как материала для плетения, относится к периоду расширения земледелия на рубеже II–I тысячелетий до н. э. Это ремесло ведет свои истоки от стародавних обрядов, связанных с культом хлеба и плодородия.
Пластичность и художественный потенциал соломки любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного искусства. Предки белорусов считали его эквивалентом золота, а потому без сомнения могли использовать его на роскошном церковном убранстве, например, на царских вратах – главных вратах иконостаса в православном храме.
В конце XVIII – первой трети XIX века на Белорусском Полесье (Дрогичинский и Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. Известно два экземпляра иконостасных соломенных ворот начала XIX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь и один – в Гродненском государственном историко-археологическом музее-заповеднике. Прямых аналогов этим художественным произведениям не выявлено. Царские врата из иконостасов полесских церквей – это уникальные образцы соломоплетения Беларуси высокой сложности, ставшие вершиной мастерства соломоплетельщиков.
В первой половине ХХ века соломоплетение имело широкое применение повсеместно. Соломенные вещи продавались на рынках, пользуясь спросом и у крестьян, и у горожан как оригинальное украшение традиционного интерьера.
С 1960 – 1980-х гг. соломоплетение в Беларуси приобрело вторую жизнь. В этот период развитие, популярность и известность белорусского соломоплетения за пределами республики обусловили несколько факторов.
Во-вторых, расширение приемов выразительности соломоплетения, создание жанра декоративной анималистической скульптуры в творчестве ярких мастеров – Веры Гаврилюк, Таисии Агафоненко, Ларисы Лось, Лидии Главацкой, Тамары Павловской.
Значительную роль в развитии современного соломоплетения в Беларуси имела музеефикация и реставрация уникальных произведений прошлого – соломенных царских ворот из иконостасов сельских церквей на Полесье начала XIX века, патронат народных мастеров Союзом художественным фондом БССР в 1970-1980-е годы, выставочная деятельность на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.
К концу ХХ века произошел настоящий расцвет белорусского соломоплетения, изменились ее характер и стилистика.
В 2003 и 2005 годах в г. Минске проведены международные фестивали искусства соломки в Минске.
В 2019 году по инициативе Министерства культуры Республики Беларусь на региональном уровне совместно с учреждениями культуры и научными организациями изучено и зафиксировано современное состояние бытования соломоплетения на территории Беларуси.
Результаты этой масштабной работы показали, что в 85 регионах Республики Беларусь носителями традиций соломоплетения являются более 200 мастеров, среди которых 20 имеют почетное звание «Народный мастер Беларуси», представляющие данное ремесло на высоком художественном уровне.