Диакон из Гродно помогает найти цветы на стене Коложи, ведёт блог в Инстаграме и мечтает побывать в Китае

Диакон Дмитрий Павлюкевич служит в Коложской церкви с ноября прошлого года, хотя древний храм знаком и близок ему с детства. Он помогает совершать церковные обряды, активно ведёт блог в инстаграме, играет костюмированную роль в квесте для детей и много путешествует.

Встретиться с Дмитрием договорились на месте его работы — в Коложской церкви. Пока шла через осенний парк, переписала первый вопрос. Стало очень интересно, что чувствует человек, который каждый день служит в одном из красивейших мест города над Неманом, а главное — изменяет ли это что-то внутри?

Почувствовать жизнь

Дмитрий с улыбкой замечает, что Коложа помогает почувствовать жизнь. Места вокруг — сплошная тишина и спокойствие.

— Я живу недалеко от храма, поэтому часто хожу на работу пешком. Фактически без прогулки по Коложскому парку не обходится, а это очень помогает замедлиться вопреки современному темпу жизни, — объясняет диакон. — В отличие от других ближневосточных мифов, которые утверждают, что человек рождён для того, чтобы работать, в Библии говорится, что он должен наслаждаться миром, который для него создал Бог.

Раньше выполнять эту заповедь не удавалось. Теперь же находится время пить китайский чай на подоконнике, глядя на небо или на осенние туманы.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Коложский храм в Гродно (@kalozha)

Блестим с двенадцатого века

Дмитрий называет жемчужину у Немана православным храмом-инверсией. В обычных церквях красота внутри, аскетизм снаружи. В Коложе наоборот: внутри по-монашески скромно, но на фасаде блестящие кресты из майолики, красная плинфа, множество разноцветных вмурованных валунов.

— Блестим с двенадцатого века, — шутит диакон. — Есть предположение, что зодчий Пётр Милонег специально наполнил храм элементами, которые создавали бы у посетителей ощущение присутствия в райском саду. Поэтому кресты из майолики очень похожи на цветы, а на уцелевшей стене Коложи можно рассмотреть огромную бабочку, черепашку и даже след котёнка. Хотя сюда я приходил в юные годы, но этими находками не так давно со мной поделились дети.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Коложский храм в Гродно (@kalozha)

Коложские сокровища

Дети сюда часто приходят. Особенно с нынешнего лета, после того как музей истории религии запустил совместный квест «Загадки коллекционера» для ребят до двенадцати лет. Это двухчасовое мероприятие. Диакон замечает, что в осенние каникулы на экскурсии расписан каждый день.

— Первая часть проходит в музее, после чего группа переходит к храму. Здесь детей ожидает встреча с коллекционером, которого я играю. Мы, вместе ориентируясь по отпечаткам пальцев на коложской плинфе, по значкам на кирпичах и фресках, разыскиваем сокровища.

Оказалось, что экскурсия-квест — для детей идеальный вариант развивающего похода в музей или храм. Им нравится быть участниками событий и так познавать новое.

— Если дети — просто статисты, им на пятой минуте становится скучно, — замечает Дмитрий. — Поэтому у нас они лазят по лестницам, тестируют пространство, размышляют над ним, пробуют сами что-то делать.

Велик запрос на более близкое знакомство с храмом и у взрослых. Родители тоже хотят решать исторические загадки, но головоломки детской программой для них слишком просты. Диакон приглашает к сотрудничеству гродненцев, у кого есть опыт придумывания квестов для взрослых. Может, получится создать что-нибудь  интересное.

— Вообще, у нас много проектов. Мы постоянно ищем тех, кто любит Гродно и Коложу, чтобы делать классные штуки. Сейчас с одной IT-компанией  разрабатываем проект с дополненной реальностью, — делится диакон. — К следующему лету хотим запустить «Коложский ретрит». Представьте: вы заходите в Коложу, выключаете телефон и на полчаса – час остаётесь в двенадцатом веке, чтобы встретится с самим собой. Но нужны люди с опытом проведения ретритов, чтобы поработать над форматом.

С гродненскими айтишниками из «ЭтикетСервис» теперь строит дракар — ладью викингов. И приглашает присоединиться всех, кому это интересно.

— Мне кажется, что многие папы думают, что воспитывать детей — это женская обязанность. Считаю, что только отец может научить ребёнка мужским занятиям. На дракаре можно проводить сплавы для отцов и детей в стиле викингов. Уверен, не я один хочу пройти под парусом по Неману, — уверен Дмитрий.

Идей предостаточно. Например, есть мысль сделать копию Коложского водолея (акваманила), который подарил церкви Давид Городенский (оригинал хранится в музее истории религии), и в праздники, один-два раза в год, применять сосуд по прямому назначению — для омовения рук за богослужением.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Коложский храм в Гродно (@kalozha)

Беседы не на высокой латыни

Диакон Дмитрий к тому же вроде SMM-менеджера Коложской церкви. Он ведёт страницу @kalozha, где попросту, доходчиво объясняет религиозные мудрости и увлекательно рассказывает о храме.

— Когда вёл блог «Благословие», объяснял православие, переводя Евангелие на понятный каждому язык. Если этого не сделать, человек послушает и пропустит смысл мимо ушей, — считает диакон. — Разговаривать нужно просто и понятно. Иисус ведь с пастухами не на высокой латыни беседовал, а через притчи, объяснял на овечках, пшенице или винограде.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Коложский храм в Гродно (@kalozha)

Дети растут рядом

Простой кажется и личная жизнь Дмитрия, у которого супруга и двое маленьких детей. Однако ему удаётся много путешествовать. Недавно побывал в Грузии и Киргизии, в туре по прибалтийским странам — Таллин понравился больше всего.

Вернуться хотелось бы в Норвегию. Несколько лет назад он путешествовал по фьордам с другом-священником, пройдя настоящее испытание. Очень манит горами Китай.

На вопрос, хватает ли времени на воспитание детей, учитывая службу в Коложе, проекты и путешествия, Дмитрий замечает, что с этим нет проблем.

— У меня принцип такой: дети растут рядом со мной, и это не требует посвящать им полностью свою жизнь, — поясняет он. — Я делаю так, чтобы, глядя на меня, они учились и развивались.