Шериф из Индуры — один день из жизни участкового

Владимир Позябкин — четвёртый человек на селе после главы сельсовета, председателя колхоза и священника. Его знают и уважают все местные, даже деревенские пьянчужки и хулиганы перед ним снимают шапки. Молодой человек — участковый инспектор милиции отдела охраны правопорядка и профилактики Гродненского РОВД. Его территория — весь Индурский сельсовет.

О службе в агрогородке, опасных рабочих моментах, звонках по ночам и жизни инспектора, которую не покажут по телевизору, мы поговорили с нашим героем накануне Дня участкового инспектора, который отмечается в Беларуси сегодня, 17 ноября.

Авторитет нужно зарабатывать

Владимиру — 29 лет. С детства ему нравится помогать людям, поэтому решил связать свою жизнь с милицией. На выбор профессии повлияли и родственники: крёстный служил в ОВД, дядя — в вооружённых силах.

Окончил Академию МВД Беларуси, после чего год отработал участковым инспектором в Поречье.

— Поначалу было сложно: учёба учёбой, а здесь ты один принимаешь решения. Мне помогали наставники, — делится наш герой. — Нужно было зарабатывать авторитет. Для любого участкового это одна из главных составляющих. Благодаря этому ты можешь воздействовать на людей и разрешать многие спорные ситуации. И вёл себя порядочно, честно, помогал чем мог. И люди это видели.

Последние шесть лет Владимир служит в Индуре. В здании сельсовета находится опорный пункт. Сейчас тут два инспектора. Их зона ответственности — Индурский сельсовет, а это двадцать четыре деревни, четыре дачных товарищества и около трёх тысяч человек.

— Народ хороший, да и участок полегче, жильё сразу предложили… В Поречье, конечно, красиво, курортный край, но есть свои особенности: дач много и в грибной сезон всё «бичьё» из города едет. Борешься-борешься с ними, а они возле вокзала или на озере лягут и спят. В прошлом году женщину прямо, где спали, убили и сожгли, — рассказывает инспектор.

Лучший тренажёр — улица

Владимир — подтянутый молодой человек. Считает, что каждый участковый должен поддерживать себя в хорошей спортивной форме, ведь он лицо милиции.

— Мой лучший тренажёр — улица: прошёлся, пробежался, позанимался на турниках. Есть спортзалы в РОВД и школах, — рассказывает молодой человек.

К слову, в детстве Владимир долгое время занимался многоборьем, выполнил разряд кандидата в мастера спорта. Четыре раза ездил «на республику». В командном зачёте занимал второе и третье место, дважды — четвёртое. В личном первенстве на областном этапе много раз был первым–вторым. Сейчас легко может подтянуться тридцать пять раз.

— На далёкую перспективу спорт не рассматривал. Мне нравилось выступать, а тренировать — не моё, — делится наш герой.

Жалуются на соседей и воду

Рабочий день у сельского участкового ненормированный, хотя есть смены: с 9 до 18 часов, с 15 до 24 часов и ночное дежурство в РОВД с 24 часов до утра. Львиную долю отнимает бумажная волокита — другой формы отчётности руководству пока не придумали.

— Начинается смена с вооружения — табельное оружие хранится дома. Надел форму, получил служебную машину и поехал в кабинет. Там просматриваешь ежедневник, чтобы ничего не упустить, — работу надо планировать. Выполняешь поручения руководства, посещаешь граждан, на предприятие заедешь, поговоришь с руководством, есть ли проблемные вопросы. «Так день и проходит», — говорит Владимир.

С какими только жалобами не обращаются! Чаще всего это бытовые конфликты, конфликты с соседями, кто-то кому-то деньги одолжил, а вернуть не может. Однажды в Поречье бабушка обратилась, мол, за ней следят, отравили воду в колодце. Пришлось проводить экспертизу воды и доказывать, что всё хорошо. Бывает, звонят по ночам, — тогда едешь и разбираешься.

— Раз позвонили родственники: в дом не могли попасть, думали, что их отец умер. Приехали, фонариками светим, видим, что лежит, не шевелится. Взломал замок, захожу в дом, а тут стоит хозяин. Спрашиваю: «Дед, чего двери не открываешь?» Он думал, что воры, спрятался под одеяло и тихонько лежал.

Самая горячая пора — с весны по осень, и особенно лето, когда озеро в Луцковлянах становится местом притяжения отдыхающих не только с района, но и из города. Есть на территории сельсовета ещё два излюбленных места отдыха — клубы в Индуре и Луцковлянах.

— Мордобои у нас не случаются. Местное население знает: будут плохо себя вести, можем на законных основаниях закрыть дискотеку. И все останутся недовольными. Поэтому успокаиваются сами, — говорит Владимир.

«Постоянных клиентов» знает в лицо

Проблемных семей на участке, говорит Владимир, немного, около тридцати – сорока на сельсовет, не более десяти состоит на учёте в СОПе.

— Тех, кто мне нужен, всех знаю, — говорит он. — В одном доме живёт пенсионерка. У неё зять пьющий, давно нигде не работает. Есть семья в городе, но он там почти не живёт, чтобы не создавать неудобств жене и дочери. А тёща — добрая женщина — приютила. Он пьяный поздно придёт, когда она спит, и давай стучать в двери и окна. Вообще за шесть лет службы у меня есть все номера мобильных телефонов хотя бы одного члена каждой семьи.

На особом счету ранее судимые. Один из них — пенсионер, ему уже за семьдесят. Полжизни провёл в тюрьме, в том числе за тяжкие телесные. Родом из Могилёвской области, здесь нашёл сожительницу. Мужчину дома не застали, а его женщина, помогавшая во дворе соседке, рассказала, что сожитель неделю как в больнице, будет оформляться в дом-интернат.

— Всякой ерунды наслушается, на мне злость сгоняет, — говорит она. — Да пошёл он нафиг! И всё. Жила без мужика одиннадцать лет и дальше буду жить. Приютила, пожалела на свою голову, потому что бездомный, на улице ночует. Выходил на свободу, знали, что негде жить, сразу надо было оформлять… Чтоб ещё молодой, работу нашёл бы, а тут года…

По словам инспектора, самое распространённое преступление — мошенничество в интернете, а правонарушение на селе — появление в общественном месте в пьяном виде. Причём в Индуре пьющих больше, чем, например, в Луцковлянах. Главная причина пьянства — отсутствие работы. На учёте состоит около семидесяти человек.

— Они работать не хотят: поможешь трудоустроиться, первая зарплата — и ушёл в запой, — поясняет участковый.

В жизни всё сложнее и не так красочно

Однажды Владимиру пришлось спасать человека — тот спал, когда в доме запахло дымом. Участковый на селе — первый, кто помимо скорой выезжает на происшествия, будь то пожар, ДТП, кража или убийство.

К счастью, за время работы Владимира резонансных преступлений на территории сельсовета не случалось. Единственный громкий случай произошёл на даче в Поречье: мужчина хотел убить сожительницу, но случайно застрелился сам. Тогда же первый и единственный раз Владимиру пришлось доставать табельное оружие.

— Поступило сообщение, что была стрельба, нужна помощь и никакой конкретики. Приезжаю — мороз, женщина в колготах, майке и вся в крови на улице стоит. Предупредила, что у хозяина есть ружьё. Пришлось быть в готовности.

Периодически приходится пользоваться наручниками — надевает их на дебоширов от греха подальше.

— Однажды женщина обратилась, что сын пьёт. Пришёл к ней, начал опрашивать. Сын сидит выпивший. Нормально разговаривали, как вдруг он берёт ручку со стола и ударяет мне в горло. Благо галстук защитил, а ручка рассыпалась. Потом с ним трезвым говорил, а он ничего не помнит.

В Индуре места для содержания задержанных нет. Их доставляют в опорный пункт, где оформляют. Затем везут в Гродно в изолятор временного содержания либо в РОВД.

По словам Владимира, жизнь участкового очень сильно отличается от того, что показывают в сериалах:

— Там и криминала много-много, и преступления раскрываются моментально. В реальной жизни всё намного сложнее и менее красочно.

Пьянчужки здороваются и кланяются

Участкового Позябкина знает чуть ли не весь сельсовет, пьянчужки даже побаиваются.

— Фамилия на слуху. Скажешь, кто такой, что сейчас приедет, разберётся, и люди чувствуют себя в безопасности, а хулиганы понимают, что нарываться не стоит. Еду с семьёй в город, алкаши здороваются, кланяются. Могу сказать, что уважением пользуюсь. Жена видит, как ко мне население относится, гордится.

Супруга Владимира — инженер по охране труда в СПК. В семье двое детей — пятилетний сын и дочка девяти месяцев. Живут в служебной квартире в Луцковлянах. В свободное время выбираются на озеро искупаться, шашлыки пожарить. Переезжать в Гродно не планируют, нравится деревенская жизнь.

— Я сам родом из Озёр, вырос в деревне. Да и тут спокойнее, и начальство подальше, — шутит инспектор. — Хочется, конечно, своё жильё, но сейчас у меня есть дом — это моя семья. Моя самая большая мечта, чтобы она была здорова. И хочется, чтобы люди были счастливыми, жили в спокойствии и не знали, что такое война.

Фото и видео Евгения ЛЕБЕДЯ