Экономят горячую воду, а в туалет на улицу — как живут в частном секторе Гродно, который пойдет под снос
Через несколько лет на месте частного сектора на улице Дзержинского, напротив ДК «Цветлит», будет современный многоэтажный жилой район. Пока же здешние жители ходят в туалет на улицу, экономят горячую воду и газ и жалуются на холодные полы и дырявые крыши.
Дома строили пленные немцы
Одноэтажные кирпичные дома на четыре квартиры находятся между магазином «Крепёж» и департаментом охраны. Их пять, но несколько лет назад было гораздо больше. В начале десятых годов часть домов, что ближе к перекрёстку Дзержинского — Терешковой, снесли. На их месте возникли многоэтажка и парковки.
Местные рассказывают, что их дома строили пленные немцы сразу после войны — до наших дней сохранилась массивная кирпичная кладка. Сюда селили рабочих кирпичного завода.
— Я переехал в 1995 году, но прописывать меня не хотели, говорили, что дома идут под снос, — рассказывает Николай.
В квартире он живёт вместе с супругой и её родителями. В доме есть центральные отопление и холодное водоснабжение, газ привозной, а канализации нет. Каждый месяц вызывают водокачку, услуга недешёвая — 60 рублей за выезд. Обращался в инстанции с просьбой провести центральную канализацию — отказали: сносить будут.
— Очень трудно чего-то добиться. На всё один ответ: «А зачем? Вас и так снесут». Чтобы рядом с домом положили пятнадцать метров асфальта, потратил на разговоры месяц отпуска, — сокрушается Николай.
Когда последний раз набирал полную ванну горячей воды, мужчина не помнит: водонагреватель съедает слишком много электроэнергии, поэтому экономят.
Вдобавок ко всему в доме течёт крыша, но и её нет резона ремонтировать из-за будущего сноса. В квартире бывает сыро, особенно весной и осенью. Полы холодные: под деревянным настилом — земля.
— Надеюсь, что наконец нас снесут. Хочется пожить нормально, с удобствами, — мечтает мужчина.
Чтобы сэкономить, ездит в баню
Картинка с центральной улицы и со двора очень отличается. Смотришь с автобусной остановки — всё чисто, прилично. Зайдёшь во двор, кажется, что попадаешь в глухую деревню: покосившиеся сараи с деревянными дверями, которые держатся на честном слове, забитые фанерой и старой одеждой окна, частично заасфальтированная дорога, брёвна, тазики и всякая кухонная утварь. Благо старый туалет заменили на биокабинку.
— Пятьдесят лет назад не было никаких удобств. Печка — на дровах, канализации нет, газ привозной. Со временем сделали отстойник, откуда откачивается вода. Три-четыре раза в год заказываю машину. Потом провели центральное отопление, — вспоминает 73-летняя Нина Ивановна.
Она работала на стеклозаводе, до недавнего времени жила в квартире с мужем. Покойный супруг кое-как утеплил дом от непогоды, но крыша периодически протекает. Чтобы экономить электричество, посуду моет в холодной воде, сама ездит в баню на улице Титова. Говорит, что летом за «коммуналку» выходит около 120–150 рублей — больше, чем платит сестра в многоэтажке. Пенсионерка почти не пользуется духовкой — много расходуется газа.
Досаждают загазованность улицы и сильный шум от машин. Зато соседи не мешают — в доме стены толщиной шестьдесят сантиметров, так что и криков не услышишь.
— Для меня в сносе есть и плюсы, и минусы. В нормальной квартире есть туалет, не надо вызывать водокачку, зимой не надо чистить участок. Живи и радуйся. Но тут всё-таки центр города, всё под рукой, — рассуждает Нина Ивановна.
Сносу рады не все
Согласно градостроительному паспорту, в пяти здешних домах прописано 35 человек, но живут не все. Большинство тут обосновалось с середины девяностых годов. Но есть и те, кто покупал жильё позднее.
Бабушка Леокадия, которой восемьдесят пять, переехала сюда с мужем из Свислочского района в начале двухтысячных.
Восемь лет назад супруга не стало, теперь в одиночку присматривает за домом, да ещё разбила цветочную клумбу.
— Ноги у меня больные, но в туалет-то идти надо. На обратном пути вырву травинку в цветнике или полью, вот они и растут, — говорит баба Ледя.
Не хочет отсюда съезжать и шестидесятилетняя Любовь Степановна. В небольшой квартире на 32 «квадрата» живёт одна. К дому подведены почти все коммуникации, есть туалет.
— Раньше огороды были аж до таксопарка. Кур и свиней держали. Теперь и огород не нужен, всё в магазине есть, — замечает пенсионерка.
К ней в гости приезжают дети и внуки. Во дворе соорудили летнюю веранду, приспособив старый полуразваленный сарай, оставшийся от прежних хозяев.
В тему
Что здесь будет
О том, что в районе улиц Дубко, Дзержинского и переулка Дзержинского (от областного управления МЧС на улице Дубко до многоэтажек на Дзержинского) появится современный жилой массив, стало известно в 2019 году. Разрабатывалось несколько вариантов, и в начале этого года горисполком утвердил градостроительный проект для этой территории.
Под застройку пойдёт участок площадью около 20 соток. Появятся дома от 6 до 19 этажей. Планируется возвести более 92 тысяч кв. м жилья на 3,25 тысячи человек.
Предусмотрено строительство детского сада. Новых школ, медучреждений не будет, но возможны врачебные кабинеты или специализированные частные клиники. Кроме того, намечено студенческое общежитие на 1030 мест. Будет парковка на более чем 1,8 тысячи мест, при этом около 300 из них — многоуровневый паркинг.
В горисполкоме готовят необходимую документацию. Торги пройдут в следующем году.
Фото Натальи КОРНЕЕВОЙ