Главное, мама рядом — писательница Виктория Карась о воспитании детей, девичьих тайнах и самом близком человеке

Гость «Вечернего Гродно» — журналист, писательница, заботливая жена и многодетная мама Виктория КАРАСЬ. Накануне Дня матери мы встретились с ней и поговорили о книге, декрете, театре и Ягодке Андреевне.

Ягодка Андреевна

В счастливом браке с мужем Андреем Виктория живёт почти пятнадцать лет — в следующем году пара отметит хрустальную свадьбу.

— Наше знакомство не было в стиле голливудских «лав стори» или как в сказках: прискакал на белом коне и спас от злого дракона. Шли по улице каждый по своим делам, в какой-то момент оказались в одной точке координат, встретились взглядом, друг другу улыбнулись, что-то там пошутили — и всё, решили, что нам по пути, — вспоминает Виктория. — 19 октября будет семнадцать лет со дня нашего знакомства. Ого, как много! Это же ровно половина моей жизни!

Ещё тогда Виктория поняла: Андрей будет лучшим папой для их будущих детей. Сейчас в семье их трое: старшему сыну Ване — одиннадцать, дочке Яне — восемь, младшему Саньке — два с половиной года. Сыновьям Виктория выбирала имена сама: для Вани — приснила, а с именем для Саши за несколько минут до его рождения помогла определиться… доктор, которая принимала роды. Девочку уже называл муж. Яна, говорит многодетная мама, папина дочка, его Ягодка Андреевна.

— У нас с мужем всего по одному старшему брату, но мы всегда мечтали о своей большой семье. Правда, тогда мы ещё не знали, какой сложный путь нам придётся пройти, чтобы стать мамой и папой, — говорит наша героиня. — Многие думают: ой, что там, взяли и родили троих, как в магазин сходили. И только самые близкие знают, что за этим стояло: трагедия, боль утраты, сложнейшие беременности и ежедневно мучающий страх потерять снова… Недавно с мужем словили себя на мысли, что, если бы вынашивание давалось нам легко, у нас было бы гораздо больше деток. Ведь появление на свет новых людей — это настоящее чудо и божий дар.

Бросил спорт ради театра

Увлечений у детей много, и многое они пробуют. Ваня любит кино, театр, английский язык. Учится на театральном отделении Гродненской школы искусств имени Тизенгауза и мечтает поступить в кинематографический институт. В этом году его приняли в коллектив «Гарадзенскі званочак». Мальчик сутками не выпускает из рук гитару. Сейчас ему купили новую, потому что начинал на 35-летней «старушке» своего крёстного.

Янка тоже натура творческая. Учится в музыкальной школе на фортепианном отделении. Занимается вокалом, ходит на большой теннис.

— Сашка — ещё маленький гномик. У него одно предпочтение — зависать у мамы на руках и признаваться мне в любви. А там посмотрим, к чему его будет тянуть. Что бы ни выбрал, хоть полёт в космос, — поддержим и поможем! — говорит Виктория. — Каждый ребёнок в мире — настоящий талант! Я в этом убеждена. Просто нужно помочь раскрыться, услышать и поддержать. И не принуждать ни к чему. Ваня шесть лет профессионально занимался волейболом. Ходил в спортивный класс, играл в основном составе. Но решил, что хочет другого. Взял паузу, целый год думал и наконец решил уйти из спортивного класса и сосредоточиться на другом. Мне поначалу было жалко, но ему можно и нужно выбирать. А теперь точно вижу, что он принял правильное самостоятельное решение. Совсем по-другому раскрылся парень. Расцвёл как цветок.

 

«По голове мне скакать нельзя!»

Виктория насколько бывает ласковой мамой, настолько и строгой:

— По голове мне скакать нельзя! Я живой человек, со своими чувствами, мечтами и личными границами. С детьми сначала разговариваем. А если с миллионного раза непонятно, то тогда как в том анекдоте: мама так громко гаркнула сыну «А ну брось каку!», что сосед снизу бросил курить, а сосед сверху — жену. Моя коронная фраза: «Ну всё, я начинаю считать до трёх!» Я и сама ещё не знаю, что будет, когда наступит три. Друзья смеются, но это работает. А если серьёзно, то иногда лишаем на какой-то срок детей любимых телефонов. Это я про старших. А Сашку пока не наказываем.

Наша героиня признаётся, что в детстве постоянно получала нагоняй от родителей, но её маме было спокойно, потому что она многого не знала.

— Сейчас вспоминаю некоторые вещи, рассказываю ей, она за голову хватается, — смеётся многодетная мама.

Виктория не читает специализированную литературу по воспитанию детей, предпочитает обращаться за советом к опытным мамам или специалистам и следовать интуиции, ведь сердце матери не обманешь.

— Я всегда слышала из маминых уст только самое лучшее и мотивирующее. Я верю в силу маминого слова и энергию, они могут запрограммировать. Поэтому мои дети всегда слышат от меня, что они умные, красивые, здоровые, талантливые, счастливые.

«Сон? Что это? Нет, не слышали!»

Многодетная мама встаёт очень рано, в пять-шесть утра: мальчишки — жаворонки. Каждый день проходит по обстоятельствам, но всегда очень активно.

— Сон? Что это? Нет, не слышали! Полноценный сон и мама — вещи несовместимые, особенно когда дома есть малыши. Сначала не спишь из-за колик и бесконечного грудного вскармливания, потом растут зубы, потом — сад, а вместе с ним кашли, температуры, насморки, уши. И твой лучший друг в это время — градусник. Болезнь ребёнка, наверное, самое сложное для любой мамы. Даже когда все здоровы, есть так называемые «ночные мамины обходы»: просыпаюсь среди ночи и иду тихонько трогать всем лбы, не горячие ли. И папе заодно. И даже коту, — шутит Виктория. — И всё равно быть мамой — это здорово! Потом высплюсь, на пенсии.

В семье Карась все на равных: взрослые готовят еду, старшим детям вполне под силу убрать дома. Ваня научился жарить яйца и варить пельмени. Правда, к плите подходит только тогда, когда взрослые дома.

— Главный у нас, конечно, папа. Он же тоже будет читать эту статью, — шутит Виктория. — Вообще, мне очень нравится выражение: как папа сказал, так по-маминому и будет. Но по правде, в нашей семье все равны.

Воспоминания, которые греют

В семье Карась есть много традиций. Одна из самых любимых у Виктории — мужской и девчачий дни. Мужчины идут, к примеру, на хоккей или футбол, ведут серьёзные разговоры «за жизнь», без зазрения совести едят запрещёнку — чипсы и колу (и мама их за это не ругает). Скоро и Саша присоединится к этой компании.

— А у нас с Яночкой свой день, секретный. Только мы знаем, что делаем, какие места посещаем. У нас много девичьих тайн. Эти воспоминания потом будут греть наших детей. Мне, например, мама всегда показывала первый снег. Даже ночью будила и вела к окну. Мы стояли в обнимку в свете оранжевых фонарей, и было так спокойно и хорошо. И сейчас первый снег для меня — это про любовь, детство и маму.

Все праздники проводят в кругу семьи. В День матери по традиции ездят поздравлять своих мам.

— У меня их две. Та, которая родила, мама Света, и та, которая пришла в жизнь вместе с мужем, мама Маша. Обе мои золотые мамочки. Обожаю и ценю. Я слышала истории про злых свекровей — мурашки по коже. К счастью, у меня по-другому. Как-то моя бабушка мне сказала: «Разумнае цяля дзьве маткі ссе». Я это запомнила на всю жизнь.

Бабушки и дедушки с внуками проводят много времени. И без казусов не обходится. Виктория вспоминает, как однажды дед забрал маленького Ваню из сада в чужом комбинезоне.

— Говорю ему: «Дед, это чужой комбинезон!» А дед: «У шкафчыку два было, я думаў абодва нашыя, узяў цяплейшы, каб малы не змёрз». Оказалось, что Ванькин одногруппник разделся и свою одёжку по ошибке в наш шкафчик повесил, а заботливый дед выбрал то, что посчитал нужным. Тот малой пошёл домой в Ванькином комбинезоне. Чудо, а не дед!

Выпустила книгу на роднай мове

В декрете, говорит Виктория, занимается тем, на что он и отведён, — детьми.

— Как-то смеялись с другими мамами, что хотим посмотреть в глаза человеку, который назвал декретный отпуск отпуском. Это же самый настоящий труд «двадцать четыре на семь», без выходных!

До первого декрета работала на ТВ в роли корреспондента. После сменила журналистскую должность на редакторскую и… открыла для себя то, что ей по-настоящему нравится. Создавала, организовывала и координировала различные культурно-массовые, образовательные, социальные и благотворительные проекты.

Недавно у Виктории вышла собственная книга на белорусском языке «Домiк добрай казкi».

— Я мечтала об этом с детства, но не знала, как к мечте подступиться. Когда родились малые, всё стало ясно. Сказки! И они родились легко и непринуждённо, я их придумывала своим малышам, — рассказывает наша героиня.

Сначала появились аудиосказки. После увидела информацию о конкурсе, победитель которого получал главный приз — печать книги. Решила поучаствовать и выиграла.

Несмотря на домашние заботы, Виктории удаётся выкраивать время на себя. Когда чувствует, что устала, детей оставляет с мужем, а сама едет на денёк-другой к маме в деревню.

— Не поверите, но я до сих пор в трудные моменты залезаю к маме на коленки, и она меня жалеет. Звучит смешно, а выглядит ещё смешнее: мой рост 180 сантиметров, мамин — 164, и я прекрасно помещаюсь, — смеётся наша героиня. — Правда, мама каждый раз громко хохочет и в шутку говорит, что я ей скоро сустав выбью. Сустав пока на месте. И мама — рядом.

P. S.

Виктория мечтает о многом, но самая главная её мечта — чтобы дети выросли хорошими людьми, были здоровыми и счастливыми, занимались любимым делом и никогда не терпели того, что не нравится, или того, кто не нравится.

— А ещё хочу, чтобы у моих детей, даже когда они станут совсем большими, было ощущение родительского дома. Чтобы они знали, что есть место, где их всегда ждут, любят, согреют, накормят, обнимут и пожалеют. Секрет моего семейного и материнского счастья прост: нужно понять, что, несмотря на все жизненные трудности, ты уже счастлив. Не когда-нибудь потом, а прямо сейчас!

Фото Снежаны Дашкевич

Перепечатка материала запрещена