По болоту с ветерком – в Озёрах появилось необычное развлечение

В заказнике «Озёры», в двадцати пяти километрах от Гродно, появилось новое развлечение. С этого года по красивейшим заповедным местам, древним болотам, озёрам и вековым дубравам туристов возят на дрезине. Под уникальный транспорт приспособили часть узкоколейки, по которой раньше доставляли торф.

В необычном путешествии побывали журналисты «Вечернего Гродно».

Восстановили дрезину и сохранили 11 километров путей

Возле указателя на турбазу «Химик» нас ждал наш гид — директор ГПУ «Республиканский ландшафтный заказник «Озёры» Дмитрий Морозик.

Здесь же стояла дрезина, на которой нам предстояло проехать около двадцати километров — к Святому болоту и обратно. С виду это обычная четырёхколёсная тележка, только с мотором. На ней помещается до пяти человек.

Сиденье — скамейка с подножкой. Заводится необычный подвижной состав как советский мотоцикл, а едешь на нём как в вагоне поезда, только без крыши и стен.

— Эта дрезина — эксклюзив, единственная оригинальная в Беларуси, отреставрированная, — начинает экскурсию Дмитрий Морозик. — Такие выпускали с 1972 по 1990 годы для быстрой доставки путейцев к месту ремонта железной дороги. По техническому паспорту, может разгоняться до пятидесяти километров в час, но поедем со скоростью десять – пятнадцать.

Транспорт работает на бензине, но расход топлива небольшой — не более шести литров. В заказнике две дрезины. Вторую пришлось сильно переделывать. Каждый подвижной состав может тянуть по два прицепа. Такая конструкция способна перевозить до пятнадцати человек или полторы тонны груза.

Само путешествие в дикую природу длится около двух с половиной часов. Узкоколейку проложили в советские годы для промышленных целей — доставки добытого на Святом болоте торфа к торфобрикетному заводу «Вертелишки». Год назад предприятие закрылось, и часть железной дороги разобрали. Из тридцати километров путей не демонтировали одиннадцать. Их вместе с мостом через озеро Белое передали на баланс заказника, чтобы развивать туризм.

Под ногами — озеро

— С дрезины не спрыгиваем, никуда не выходим до полной её остановки, — Дмитрий провёл инструктаж по технике безопасности, и мы заняли свои места.

Состав тронулся и неспешно повёз в мир дикой природы. Спустя несколько десятков метров первая остановка — на железнодорожном мосту через озеро Белое. Построили его в шестидесятые годы. Двенадцать лет назад реконструировали. На первый взгляд сооружение не кажется надёжным, но на самом деле выдерживает до 160 тонн.

Находится на мосту немного страшно, потому что сквозь сетку видишь под собой водную гладь. С него открывается живописный вид на дикую природу и озеро Белое — аж дух захватывает! Всего на территории заказника шестнадцать водоёмов.

Озеро Белое — самый крупный естественный водоём в заказнике и вообще на территории Гродненской области. Как и все здешние озёра, оно вытянуто с севера на юг. Его протяжённость — почти одиннадцать километров. Белое связано с популярным среди отдыхающих Молочным озером в Поречье.

Едем дальше. В нескольких десятках метров от Белого узкоколейку пересекает автомобильная дорога — это своего рода граница «цивилизации» и дикой природы, шутит наш гид. Сразу за ней начинается верховое болото. Около десяти лет назад там был сильный пожар. Чтобы его потушить, два месяца цистернами по узкоколейке возили воду из озера.

Ледник сформировал необычный рельеф

Дрезина всё дальше уносит вглубь заказника. За озером пошёл сосновый лес, затем — ольшаник, березняк и ельник. Рельеф меняется быстро — на протяжении всего пяти–семи километров мы увидели сразу несколько биотопов (участок территории, где растут одни виды растений и обитают одни виды птиц и животных).

Это ещё одна особенность местности. Можем сравнить. На Ольманских болотах в Брестской области одно болото тянется около двадцати километров, и это один биотоп. Беловежская пуща, которая в четыре раза больше, чем заказник «Озёры», — тоже один биотоп.

Необычный рельеф в заказнике сформирован последним ледником на территории Беларуси, прошедшим около десяти тысяч лет назад. Из-за него образовались эоловые гряды (высокие горы) и дюны (одна из них вытянута примерно на три километра и высотой около двадцати метров).

Растут 250-летние дубы

В заказнике есть особо охраняемые места. Это два памятника природы — гора Чёртова Поречская и семь гектаров вековой дубравы, в которой 32 дуба возрастом более 250 лет, а также все места произрастания лилии кудреватой — своего рода индикатора благополучия экосистемы. Всего в заказнике более 800 видов растений (в Беловежской пуще — около 1000 видов), из них 16 занесены в Красную книгу Беларуси (венерин башмачок настоящий, наяда морская).

— Есть и воронец. Это растение использовали в народной медицине и, в частности, в борьбе с алкоголизмом. Оно ядовитое, поэтому с ним главное — не переборщить, — рассказывает Дмитрий Морозик.

К слову, заказник — единственное место в Беларуси, где растёт съедобный гриб печёночница.

Здесь обитают косули, лоси, олени, зайцы, лисы, волки, бобры, из охраняемых животных — барсук, рысь и зубр. Популяция зубров в «Озёрах» — третья по численности в Беларуси, после Беловежской и Осиповичской. По последним данным, насчитывается 504 зубра. Живут все виды змей, свойственные нашим широтам.

Как Святое болото связано с восстанием Калиновского

Полтора часа пути на дрезине, и мы наконец прибыли к Святому болоту. Существует две версии, почему оно так называется. Одна из них такая: в Беларуси все болота либо Святые (по ним можно ходить, их активно использовали люди), либо Чёртовы, Чёрные (непроходимые топи).

По другой — болото получило своё название после восстания Калиновского, во время которого здесь на одном дубе повесили много священников. Этот дуб, к слову, сгорел пятнадцать лет назад. Одно время к нему поляки устраивали паломничество.

Много лет назад Святое болото занимало более пяти тысяч гектаров, сейчас нетронутыми остались чуть более тысячи. В 2016–2017 годах его частично восстановили: на полутора тысячах гектаров провели повторное заболачивание.

— Болота надо хранить и не разрабатывать. Топить печь торфом — то же самое, что топить ассигнациями, — убеждён Дмитрий Морозик. — Если учесть, что в год прирастает один миллиметр торфа, а залежь на Святом болоте была семь метров, несложно посчитать: природа создавала болото целых семь тысяч лет. И любая торфоразработка серьёзно влияет на всю экосистему.

Кстати, болотная вода имеет повышенную кислотность, поэтому ловить можно разве что карася.

По мнению директора заказника, должен быть баланс между развитием туризма и сохранением природы. Сейчас есть 22 туристические стоянки, и этого достаточно.

Вместе с тем не хватает научных исследований. Можно было бы говорить о платной рыбалке и охоте, но пока это планы, так как не хватает средств и кадров.

В тему

Заказник «Озёры» создавался в 1990 году с целью сохранения в естественном состоянии ценных природных экосистем с дикорастущими растениями и животными, занесёнными в Красную книгу Беларуси. Площадь заказника — чуть больше 23 тысяч гектаров. Всего в стране немногим более 100 заказников республиканского значения. В них разрешено собирать ягоды и грибы, а костры и палатки возможны в специально отведённых местах.