Гродненский инженер строит фермы из «Блендера» и объясняет, почему это интересно и кому нужно

Как и в любом другом деле, в строительстве есть свои особенности. Дело, о котором нам рассказал молодой инженер Илья Рудский, подразумевает массу таких деталей в самом буквальном смысле. Он создаёт макеты городов, местечек и сёл и объясняет, почему это интересно и кому нужно.

Фото из личного архива Ильи

Обожал играть в Civilization

По образованию Илья инженер-строитель, по реальному стечению обстоятельств — инженер-проектировщик. Купаловский вуз он закончил пять лет назад, с тех пор работает в областном институте «Гродногражданпроект» и занимается проектированием зданий и сооружений.

Работа Ильи выходит далеко за рамки — свои профессиональные навыки он реализовывает в разнообразных проектах в этой области. Архитектурное макетирование — это одно из таких увлечений, основанное на личном интересе к делу.

— Ещё в школе обожал играть в Civilization (серия компьютерных игр в жанре пошаговой стратегии. — Авт.), ведь это пример комбинированного масштаба. Теперь со специальным образованием в основном на работе занимаюсь расчётами, а когда сажусь за макетирование, понимаю, что тут я и архитектор, и строитель, и дизайнер. То есть в полной мере использую свои знания.

Илья участвовал в макетировании студенческого городка ГрГУ имени Янки Купалы на улице Дубко. Одним из последних проектов стал макет хозяйства из Мостовского района. Для ЗАО «Гудевичи» инженер создал макет всего сельскохозяйственного предприятия — более десяти деревень с производственными объектами.

 — Заказчик обратился за визуальным представлением хозяйства. Нужно было разместить тридцатикилометровую площадь на четырёх квадратных метрах и достоверно показать, где находится молочная ферма, мастерские, свиноферма, коровник и другие хозяйственные объекты, — говорит Илья.

Использует 3Dпринтер

Создание архитектурного макета начинается с оценки масштаба, размеров и площадей.

— Масштаб каждого элемента подбирается так, чтобы ни один значимый элемент не потерялся, — объясняет инженер.

Следующий этап — работа с топографической картой, оценка ландшафта и перенос этого на рабочий участок. Рельеф должен быть наглядным и соответствовать реальности, то есть учитываются низины, возвышенности, реки и озера.

Затем происходит массовое упрощение и стилизация — не все реально существующие элементы переносятся на макет. Основная часть такой работы происходит в специализированных программах.

— Для основных элементов с правильной геометрией я использую Autodesk Fusion 360. Это скорее инженерный инструмент, чем художественный или более привычный для меня САПР (система автоматизированного проектирования). С их помощью легко загружать модели для печати на 3D-принтере. Немало работы удаётся сделать в Blender 3D — достаточно гибкая программа, в которой вообще можно смоделировать всё, что угодно.

Изучил Яндекс.Карты и снимки со спутников 

Современные технологии значительно упростили процесс создания архитектурных макетов. Инженер замечает, что проектировщик должен знать, как всё выглядит в реальности, поэтому для сбора информации часто приходится отправляться в командировки. Хотя Илья сделал несколько выездов в Мостовский район, а остальное — расположение зданий, деревьев, даже цвет крыш — узнавал в интернете.

— Много времени занимает обмер. Поэтому мы с заказчиком договорились, что я буду изучать Яндекс.Карты и снимки со спутников. Благодаря неплохому качеству и прорисовке кадров удалось оценить геометрию и даже понять все отклонения, не выходя из дома, — поясняет инженер.

За озеленение отвечает жена

После того как модели попали на макет, начинается процесс творчества. Сначала формируется цветовая гамма рельефа — укладываются слои, имитирующие грунт, наносится травка, добавляется растительность. Илья с улыбкой замечает, что за озеленение отвечала жена, а для этого использовались как специальные, так и подручные материалы.

— Трава сверху кажется настоящей, но на самом деле это может быть часть кисточки. Материалы должны быть хорошо подобраны и выглядеть максимально правдоподобными. Иногда перед женой, а она мой главный и неоценимый помощник, приходилось отстаивать уровень детализации, принятый в проекте: ей постоянно хотелось добавить цветочков, детализации, живости, — улыбается Илья.

Покрасил крыши в синий цвет

Такой этап макетирования он называет «обманыванием зрителя подручными средствами». В жизни большинство хозяйственных построек имеет совершенно непримечательный цвет — серый шифер, выцветшее дерево.

— Я решил договориться с заказчиком, что мы наведём красоту. В результате получился макет на будущее — заложил варианты цветового решения хозяйственных сооружений. С такими наработками в будущем им станет проще принять решение при модернизации какого-то из элементов комплекса, ведь можно ориентироваться на готовый макет.

Добавили информацию о животноводстве, социальной и культурной сфере района на русском и английском языках. Для разнообразия разместили пастбище коров, убирающие зерно комбайны и машины.

Поработать пришлось и над освещением. Важно соблюсти меры противопожарной безопасности.

— Вся проводка сделана в негорючем исполнении, аккуратно пропаяна, изолирована, подключена к качественному блоку питания. Подобрано напряжение, чтобы макет работал дольше и не перегружался. Всё заточено на долгосрочность службы.

Участие за интерес

Проект создавался три месяца. Цена такой работы формируется на основе стоимости расходных материалов, количества потраченных часов, а также оценке профессионализма инженера.

Работа стоит ровно столько, сколько за неё готовы заплатить, — подытоживает Илья Рудский. — Но в некоторых проектах я участвую за интерес и общественную полезность. Поэтому изначально не сильно хотел всё это приводить к денежному эквиваленту. Меня очень радует, что есть такие хозяйства и люди, которые гордятся своей работой.

Фото из личного архива Ильи Рудского.