Неизвестные герои — что скрывают буквы на памятнике в парке Жилибера
На памятнике в парке Жилибера среди десятков имён советских воинов и белорусских партизан, погибших в годы Великой Отечественной войны, есть несколько только с инициалами. Среди них два малоизвестных — Паліноўскі С. Н. и Кольны І. Г.
Историку Василю ГЕРАСИМЧИКУ удалось найти информацию о них и несколько фотографий. И так получилось, что оба героя публикации — «юбиляры»: 27 мая исполняется 100 лет с рождения старшего лейтенанта Саула Нухимовича Полиновского, 30 августа — 130 лет с рождения полковника Ивана Гавриловича Кального.
Как возводили памятник
О том, как появился обелиск в парке имени Жилибера подробно писал Виктор Саяпин в книге «Гродненские памятники и скульптуры». После освобождения Гродно здесь хоронили погибших в боях партизан, солдат и тех, кто умер в размещавшемся рядом госпитале. Проект памятника впервые обсуждался в феврале 1945 года. Но лишь к 2 сентября 1946 года горисполком нашёл необходимые средства и определился с местом: «в Городском саду на пересечении осей площади Ленина и Городского театра».
10 октября из семи предложенных на конкурс работ выбрали проект архитектора Р. А. Румянцева. Его планировали воплотить до 1 октября 1947 года. Но к июлю 1948 года работы так и не начались. Дело в том, что спустя несколько лет на многих индивидуальных могилах — как в городском парке, так и на вонском на улице Белуша и старом на улице Антонова кладбищах — неточно пронумеровали могилы, были утеряны некоторые таблички с фамилиями, либо надписи были сделаны небрежно, с искажением. Например, И. Г. Кальный превратился в И. Г. Кольный.
Проверка и уточнение сведений замедлила перемещение тел с индивидуальных захоронений, разбросанных по всему парку, в один из подвалов разрушенного в годы Первой мировой войны дворца Тизенгауза.
После начали возводить семиметровый четырёхгранный обелиск. Работы планировали завершить к 25 апреля 1949 года. У подножия обелиска установили скульптуру солдата Советской Армии, держащего приспущенное в знак траура боевое знамя.
Торжественное открытие памятника состоялось 1 мая 1949 года. Его первоначальный вид несколько отличался от нынешнего. Под скульптурой воина ещё в 1960 году стояла надпись: «Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины». Сейчас на гранях обелиска размещены четыре таблицы с именами почивших воинов Совесткой Армии и белорусских партизан. Один из них — полковник Иван Гаврилович Кальный.
Прошёл две войны и два восстания
И. Г. Кальный родился 30 августа 1892 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии (Украина). Участвовал в Первой мировой войне, а после Октябрьской революции присоединился в феврале 1918 году к одному из красногвардейских отрядов, бившихся против немцев в районе Киева, Полтавы и Харькова.
В течение года Иван Кальный прошёл путь от командира роты до командира батальона и полка, сражаясь с «белыми» генерала Антона Деникина. В годы советско-польской войны участвовал в боях у Мозыря и Брест-Литовска, дошёл до Варшавы, где советские войска потерпели поражение. Затем участвовал в подавлении Кронштадтского восстания солдат и моряков, а также Тамбовского восстания крестьян против большевиков. За подавление выступления кронштадтского гарнизона Кального наградили орденом Красного Знамени.
Затем И. Кальный оказывается на Украине, откуда направляется на Дальний Восток — в октябре 1929 года участвует в боевых действиях против китайцев. Он успевает сменить несколько должностей, прежде чем в 1935 году получил звание полковника Красной Армии. Несмотря на столь стремительную карьеру и участие в подавлении восстаний против советской власти, он в 1938 году был репрессирован и получил восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года Иван Кальный был освобождён и направлен для подготовки резервов. За успехи в ноябре 1943 года был награждён орденом Красной Звезды со снятием судимости. В мае 1944 года он стал командиром 25-й учебной стрелковой дивизии. Участвовал в боевых действиях в составе Второго Белорусского фронта в районе города Остроленка на восточном берегу Нарева, освобождённого 6 сентября, и боях на Наревском плацдарме.
5 ноября Иван Кальный удостоен Ордена Отечественной войны I степени. В наградном листе записано: «При взятии крепости и города Остроленка и расширении плацдарма на Западном берегу реки Нарев тов. Кальный непосредственно находился в частях корпуса, откуда своевременно и точно информировал командование о выявленной группировке противника и его огневых средствах, что способствовало быстрому принятию решений и организации противодействия замыслам противника.
Тов. Кальный, правильно оценивая обстановку, своевременно на опасных участках наступления выезжал в полк, чтобы предотвратить действия противника и помочь командиру полка в принятии решения.
Тов. Кальный правильно нацеливал командиров дивизий на выполнение поставленных задач перед корпусом».
В ноябре И. Г. Кальный был назначен командиром 290-й стрелковой дивизии, которая 21 января штурмовала город Едвабне Белостокской области БССР, переданный позднее в состав Польши. В ходе боёв Иван Гаврилович погиб и был захоронен в Гродно.
Из лётчика — в артиллеристы
100 лет тому назад, 27 мая 1922 года, в Москве родился Саул Нухимович Полиновский. Его отец Нухим Менделеевич (1894–1966) был известным в Москве врачом-гинекологом и акушером, который с началом Великой Отечественной войны добровольцем отправился на фронт в качестве хирурга и закончил войну полковником медслужбы.
Саул Полиновский в 1941 году окончил авиационное училище и был направлен на фронт, в боях сбил три самолёта нацистов. Получил тяжёлое ранение и после госпиталя вернулся в строй. На этот раз в качестве артиллериста, для чего в 1942 году окончил курс Днепропетровского артиллерийского училища. Покидая Москву 8 декабря 1942 года, он оставил завещание, в котором записал: «Прошу обо мне не жалеть», передав все свои вещи родным.
В одном из первых боёв Полиновский в декабре 1942 года был вынужден занять место тяжело раненного командира батареи. 12 сентября 1943 года награждён медалью «За отвагу». В наградном листе записано: «30 августа 1943 года взвод лейтенанта Полиновского находился в боевых порядках для стрельбы прямой наводкой и сопровождения пехоты на расстоянии 500 м от противника.
Лейтенант Полиновский, проявляя личную инициативу, мужество и храбрость, лично руководя стрельбой прямой наводкой, уничтожил: одно противнотанковое орудие, два станковых пулемета, два ротных миномета, подавлено два ручных пулемета, убито и ранено до 15 солдат противника.
В результате уничтожения и подавления огневых средств противника было обеспечено продвижение вперед поддерживающих подразделений нашей пехоты».
В ходе Белорусской наступательной операции «Багратион» батарея Полиновского 26 июня 1944 года преследовала отступавшего противника в районе деревни Н.-Любуж. Бой перешёл в рукопашную: «Старший лейтенант Полиновский возглавляя личный состав батареи в рукопашном бою, умело расставив силы, личным примером отваги и мужества увлек на бесстрашие весь личный состав батареи, в результате чего противник потерял свыше 40 человек солдат и офицеров.
Саул Нухимович Полиновский с отцом на фронте
В момент рукопашной схватки Старший Лейтенант Полиновский был ранен, но, несмотря на предложение покинуть поле боя, оставался до конца боя и лично сам убил одного немецкого офицера.
Благодаря проявленной отваге и доблести личного состава батареи, материальная часть артиллерии и автотранспорта была сохранена в полной боевой готовности, понеся незначительные потери в личном составе».
За этот бой 10 июля 1944 года Полиновский был удостоен ордена Отечественной войны II степени, а 4 сентября — ордена Отечественной войны I степени, но уже посмертно. Саул Полиновский погиб у деревни Новая Воля возле Гродно 27 июля 1944 года и был захоронен в нашем городе: «…выдвинул батарею на прямую наводку, уничтожил до роты пехоты, два орудия ПТО и 4 пулеметные точки.
В поединке с самоходным орудием Командир батареи старший лейтенант Полиновский проявил инициативу, в процессе поединка снарядом противника был убит».
Командир полка Полиновского подполковник Анишкин вспоминал: «Когда под Белостоком его батарея попала в окружение гитлеровцев, он не растерялся и умелым маневрированием принял бой, с небольшими потерями вышел победителем, уничтожив при этом почти всю группу немцев. Получив в этом бою ранение в руку,… всё же оставался на батарее, продолжая 19 дней командовать ею, невзирая на наличие ранения… Когда обстановка боя стала очень напряженной и смерть уже витала над его головой, он вынул из кармана свои документы, спешно отцепил от груди свои ордена, положил все в полевую сумку и передал все это капитану Глобину со словами: «Иду вперед за Родину. Если я погибну, передай все это моему отцу и скажи ему, что сын его выполнил боевой приказ». Это были его последние слова другу, и он ринулся к пушке вперед. Его последними словами в жизни были: «По врагу огонь!». С этими словами он ушёл в вечность…»